Автомобильный рынок в России переживает глубокий кризис — по итогам первого полугодия продажи новых автомобилей рухнули на 28%. Ситуацию не спасают даже акции и скидки — большинство покупателей не готовы покупать то, что предлагают сегодня автосалоны. В этих условиях растет спрос на параллельный импорт, однако его возможности стремительно сокращаются.
После ухода мировых брендов из России в 2022 году на отечественном рынке стали доминировать китайские автопроизводители и большинство салонов торгуют, по сути, одними и теми же марками. На фоне стремительного роста стоимости автомобилей и кредитных ставок люди все чаще обращаются к компаниям и физическим лицам, которые за привлекательную цену готовы привезти из-за рубежа любую иномарку из числа популярных брендов, которых в России теперь просто не найти. Несмотря на то что порой такие импортеры используют лазейки в законодательстве, популярность их услуг продолжает расти.
Если ранее на такие продажи приходилось около 1% от общего объема, то сейчас объем таких продаж у серых поставщиков — порядка 80%.
Современный российский авторынок все больше напоминает тот, что существовал в 1990-е годы, когда страну наводнили иномарки всевозможных моделей, годов выпуска и комплектации, которые ввозились частными перекупщиками, отмечают участники рынка.
Власти уже пытаются повлиять на сложившуюся ситуацию. В начале июля глава Минпромторга Антон Алиханов анонсировал выведение из-под льготной ставки утилизационного сбора автомобилей мощнее 160 лошадиных сил. Как говорят эксперты, даже повышение ставок утилизационного сбора не остановит полностью альтернативный ввоз иномарок в Россию.