В первой половине 2025-го в России открылось около 95 тыс. организаций, а закрылось почти в 1,5 раза больше — 141 тыс. В предыдущие годы, напротив, компании регистрировали чаще, чем ликвидировали, подсчитали «Известия» на основе данных Росстата. В последний раз бизнес прекращал работу быстрее, чем создавался, в 2022 году.
По статистике, чаще всего закрывались юридические лица в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности.
О завершении деятельности заявили и некоторые российские fashion-бренды, например ME и I AM Studio. Кроме того, некоторые иностранные компании, объявившие об уходе с российского рынка еще в 2022 году, только сейчас приступают к ликвидации юрлиц или подают на банкротство — например, H&M и Microsoft.
Сокращается число автодилеров, которые страдают от нестабильных поставок, ограниченного ассортимента, низкого спроса и высоких расходов на импорт.
Рост «смертности бизнеса» в этом году связан с рядом факторов, рассказал аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Прежде всего большая стоимость кредитов из-за высокой ключевой ставки (в июне она составляла 21%), что ограничивает оборотные средства бизнеса. Также усилился фискальный контроль: расширились требования к маркировке, выросли штрафы (например, за утечку персональных данных или перевозку грузов) и налог на прибыль — с 20 до 25%. Кроме того, ФНС активизировала зачистку «спящих» и неактивных юрлиц, что дополнительно увеличило число закрытий.
Сейчас средний срок жизни юрлиц в России составляет около шести-семи лет, отметил Владимир Чернов. Чтобы продлить его, нужно снизить регуляторную нагрузку и процентные ставки. Также важно улучшать программы акселерации и поддержки предпринимателей в регионах — это поможет не только увеличить число новых компаний, но и повысить их устойчивость, уверен аналитик.
Комментарий ЦРПТ к новости, поступивший в Альта-Софт:
Маркировка не является причиной закрытия бизнеса. По нашим данным, ни одна компания не прекратила работу исключительно из-за требований системы. Все эти показатели внимательно отслеживаются. Большинство закрытий, о которых сказано в тексте со ссылкой на экспертов, связано с макроэкономическими факторами: ростом ключевой ставки, усилением налогового контроля, падением спроса в отдельных отраслях и уходом иностранных компаний. Закрывались автосалоны, МФО, застройщики и фирмы-однодневки - маркировка к этим решениям не имеет отношения, все эти компании не работают в системе маркировки. В ней работают лишь только те, кто имеют отношение к производству или торговле товарами. Напротив, легальный бизнес с маркировкой зарабатывает больше: система уже обеспечила рост доходов компаний на 687 млрд рублей, а число законных производителей и импортеров во многих отраслях кратно выросло.