- Вы возглавили таможню больше года назад, и это ваше первое обстоятельное интервью. А ваша предыдущая служба совсем не предполагала публичности. Верно?
- Именно так.
- Когда вы возглавили таможню, что вы увидели?
- Во-первых, большое спасибо за возможность рассказать о работе, которую мы вместе с коллективом проделали за это время. Если говорить об итогах 2020-2024 годов (первый этап десятилетней стратегии ФТС - РБК), то в первую очередь нужно отметить полномасштабное внедрение электронного декларирования - вместо 600 мест оформления было создано 16 центров электронного декларирования. Это автоматическая регистрация деклараций на товары, автоматический выпуск, электронный транзит, утверждение перспективных моделей пунктов пропуска. Одним из важных решений было создание Главного центра обработки данных Федеральной таможенной службы.
В связи с этим хочется поблагодарить моего предшественника, на тот момент (по февраль 2023 года. - РБК) руководителя ФТС Булавина Владимира Ивановича. Благодаря его продуманной и взвешенной государственной позиции, собственному подходу к управлению службой удалось добиться результатов.
За период 2020-2024 годов ФТС перечислила в бюджет свыше 32 трлн руб. В 2024 году ежедневно оформляли свыше 3 млн т грузов и свыше 20 млрд руб. перечисляли в федеральный бюджет. На 1 руб., вложенный в Федеральную таможенную службу, приходилось 72 руб., перечисленных в бюджет.
- Какая в этом году у России динамика по экспорту и импорту, по данным ФТС?
- За первое полугодие товарный экспорт России составил $195,5 млрд в стоимостном выражении, минус 6% к тому же периоду 2024 года. Импорт вырос примерно на 1 - до $131,6 млрд. В целом пятерка крупнейших торговых партнеров России по стоимостным показателям товарооборота по итогам первого полугодия выглядит так: Китай, Турция, Индия, Белоруссия, Казахстан.
Серьезно расширяем поставки нужных нам товаров из таких стран, как Иран (плюс 10% по стоимости), Индонезия (плюс 48%), Египет (43%), Бразилия (10%).
«Основное внимание будем уделять системе управления рисками»
- Стратегия рассчитана до 2030 года. Какой вы видите таможню к этому сроку?
- В конце прошлого года мы проводили коллегию и подводили итоги мероприятий, запланированных первым этапом стратегии. Этот этап признан успешным. Но мы с коллегами четко понимали, что, учитывая беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных стран и изменившуюся экономику, мы обязаны внести изменения во второй этап стратегии на 2025-2030 годы.
Сейчас определили перспективные точки роста. В первую очередь это сокращение времени прохождения пункта пропуска на границе. Это дальнейшая модернизация электронного декларирования. Основное внимание будем уделять системе управления рисками. В нашей стратегии особое место занимает таможенный контроль после выпуска товаров. Мы планируем внедрить алгоритмы автоматического выбора в отношении тех товарных партий, которые прошли автовыпуск. Ставим задачу увеличить долю автоматического выбора объектов постконтроля к 2030 году до 50%.
Уверены, что в связи с переносом некоторых контрольных мероприятий на контроль после выпуска мы создадим комфортные условия для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Также планируем внедрить новую систему диспетчеризации деклараций между центрами электронного декларирования (ЦЭД) с применением технологий искусственного интеллекта. ИИ будет осуществлять расчет и распределение декларационного массива между ЦЭД для равномерного распределения нагрузки на выпускающих инспекторов.
Эти мероприятия невозможно реализовать без полномасштабного реинжиниринга информационных систем.
- Таможня не сводится к пунктам пропуска, но для многих ассоциируется именно с ними. Цифровизация позволяет пункту пропуска работать без людей?
- Сейчас лучше сосредоточиться на решениях, которые позволят достичь прорывного результата. В пункте пропуска на границе представлены четыре государственных органа. Главная проблема в том, что их информационные системы не интегрированы между собой. Мы посчитали, что, проходя все этапы контроля - это радиационный, санитарно-карантинный, пограничный, транспортный и таможенный контроль, - при комфортных условиях и безрисковых ситуациях транспортное средство находится на границе около 56 минут. Таможенник использует в своей работе в пункте пропуска 12 программных средств! Это нас не устраивает. Тем более перед нами президент поставил задачу - сократить время нахождения транспортного средства в пункте пропуска на границе до 10 минут.
- Что для этого нужно сделать?
- В первую очередь привести инфраструктуру пункта пропуска в соответствие с утвержденными перспективными моделями. Второе - все государственные органы должны работать в одной информационной системе. И третье - максимально автоматизировать процессы в пунктах пропуска.
Для того чтобы эти решения были реализованы, мы должны заблаговременно получать от бизнеса полноценную информацию, заранее проводить анализ и, используя систему управления рисками, принимать решения.
Когда транспортное средство пересекает границу, мы в принципе уже должны понимать, по какому коридору оно будет двигаться. В безрисковой ситуации - по зеленому проходит контроль и убывает практически без остановок. Это к вопросу, будет ли работать пункт пропуска без участия человека, - в будущем это возможно за счет использования искусственного интеллекта.
Второй вариант: есть риски, и транспортное средство по красному коридору направляется в определенное место пункта пропуска [для досмотра], если его инфраструктура подразумевает проведение контроля. Допустим, Верхний Ларс [в Северной Осетии, на границе с Грузией] - очень усеченный по площади пункт, и там эти процедуры физически провести невозможно. В таких случаях по красному коридору транспортное средство направляется в иное место.
Все это возможно, если мы будем использовать интегрированную систему пропуска, которая соберет в себя все ключевые бизнес-процессы. В пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр (в Дагестане, на границе с Азербайджаном) уже тестируется интегрированная система пропуска. До конца года тесты будут завершены, и мы такую систему пропуска будем применять во всех пунктах на границе, которые готовы с точки зрения инфраструктуры.
- Как вы определяете, кого считать добросовестным и имеющим право на зеленый коридор?
- Мы работаем с определением уровней риска. Сейчас размыта грань между организациями в статусе «низкого уровня риска» и уполномоченными экономическими операторами. Уполномоченные операторы - это максимально доверенные участники внешнеэкономической деятельности. Сейчас мы обсуждаем дополнительные упрощения и преференции для этого института, чтобы повысить его привлекательность и создать условия, при которых организации низкого уровня риска стремились бы получить статус уполномоченного экономического оператора.
Это даст больший объем автоматического выпуска, потому что мы им доверяем. Требования для таких операторов - корректно декларировать товары, не занижать таможенную стоимость и объемы, своевременно платить платежи и сборы. Просто не нарушать законодательство.
- Но в любой добросовестной компании может появиться тот, кто решит воспользоваться этим статусом.
- К большому сожалению, даже среди максимально доверенных организаций мы иногда наблюдаем не совсем корректное поведение. Редко, но это есть.
- Какие инспекционно-досмотровые комплексы устанавливаются на таможенных пунктах пропуска?
- В последние годы достаточно быстро развивались российские производители на фоне активной поддержки со стороны государства. В результате мы получаем комплексы хорошего качества. Это мобильные инспекционно-досмотровые комплексы производства «Ростеха». С каждой выпущенной партией качество их работы становится лучше. Мы в диалоге: вносим предложения и замечания, они оперативно реагируют на них.
Второе направление - портальный инспекционно-досмотровый комплекс, который мы сейчас тестируем. У нас два пилотных образца. Один - в Забайкальске производства «Диагностика-М», второй - в Тагиркент-Казмаляре от «Скантроник Системс», входящей в госкорпорацию «Ростех». Это как раз те два образца, которые помогут выполнить норматив в 10 минут на пункте пропуска. Потому что только портальный комплекс позволяет машине двигаться безостановочно со скоростью 5-10 км/ч. Применение искусственного интеллекта в части автоматического анализа содержимого позволит нам выйти на запланированные 10 минут.
И то, и другое оборудование, на наш взгляд, достаточно высокого качества. Сейчас они конкурентоспособны даже с китайскими и американскими производителями.
- А на других пунктах, кроме этих двух, какое сейчас используется оборудование?
- В основном мобильные инспекционно-досмотровые комплексы и стационарные инспекционно-досмотровые комплексы, когда машина заезжает в бокс и установка проезжает вдоль машины. В следующем году «Росгранстрой» планирует оснастить портальными инспекционно-досмотровыми комплексами четыре пункта пропуска на Дальнем Востоке.
«Мы должны получить информацию «с земли»
- ФТС объявила о реорганизации центрального аппарата, которая не предусматривает сокращения персонала. В чем смысл реорганизации и каков ее результат для участников рынка?
- Задача реорганизации центрального аппарата в первую очередь в том, чтобы равномерно распределить нагрузку на должностных лиц. К сожалению, в некоторых подразделениях имели место диспропорции.
Второе - исключить дублирование полномочий и структурно выстроить центральный аппарат так, чтобы должностные лица и руководители имели возможность напрямую общаться как с региональными таможенными управлениями, так и с участниками внешнеэкономической деятельности. Третье - мы ставили перед собой задачу не выходить за рамки установленной штатной численности. Это 1653 сотрудника центрального аппарата. Все эти задачи мы выполним.
У нас будут определены семь функциональных блоков: блок цифровой трансформации, блок оперативного таможенного контроля, блок таможенных процедур и таможенных технологий, правоохранительный блок, международно-правовой блок, экономический блок и тыловой блок. Исходя из этого набора полномочий мы выстраиваем все подразделения, управления и входящие в них службы, отделы.
- Планируете реорганизацию территориальных органов?
- Безусловно. В следующем году мы планируем структурно выстроить вертикальное управление и в региональных таможенных управлениях, и в таможнях непосредственного подчинения. Эта работа направлена не только на оптимизацию штата, но и на достижение поставленных целей с максимальным эффектом и с минимальными затратами. Например, если мы хотим правильно сформулировать техническое задание для будущей конфигурации использования IT-технологий в Федеральной таможенной службе, то мы должны получить информацию «с земли», с таможенных постов и от бизнеса в регионах. Мне кажется, это будет существенным позитивным изменением в наших взаимоотношениях.
Безусловно, мы также должны повысить эффективность коммуникации и между подразделениями центрального аппарата, научиться быстро и результативно между собой договариваться.
- Реорганизация затрагивает систему подготовки кадров?
- Нашей базовой школой является Российская таможенная академия и ее филиалы. Чтобы поднять престиж обучения, мы предусмотрели в проекте федерального закона, который сейчас находится на согласовании, возможность выделения в академии такой категории, как курсанты. Мне кажется, это позволит желающим поступить в академию быть уверенными в том, что по окончании они будут устроены в таможенные органы и найдут достойное место в нашем дружном профессиональном коллективе.
Еще один момент - это программа целевого обучения. В 2025/26 году мы запланировали по этой программе обучить 65 студентов, а в 2026/27-м планируем увеличить квоту до 122 студентов.
- Как работает таможня в ЛНР, ДНР, в Запорожской и Херсонской областях?
- Я бываю там в командировках, и, наверное, необходимо выделить несколько моментов. Первое - это укрепление кадрового потенциала. Очень много ребят, прошедших серьезные испытания в зоне проведения специальной военной операции, закончили службу в Минобороны. Для этих ребят мы подготовили специальные курсы на площадке таможенной академии. Эти курсы прошли уже 37 должностных лиц. Сейчас мы эти курсы расширяем не только в части профессиональной подготовки, но и в части социальной реабилитации.
Также уделяем внимание развитию инфраструктуры как Луганской таможни, Донецкой таможни, так и на Херсонском и Запорожском постах, которые вошли в состав Крымской таможни. Часть нашей инфраструктуры восстанавливают подрядчики Минстроя, а часть помещений мы взяли под свою ответственность. В течение следующего года у нас есть планы закончить где-то капитальный ремонт, где-то реконструкцию и подготовить помещения с организованными для наших должностных лиц рабочими местами. Нужно отметить, что на территории Донецкой и Луганской народных республик уже успешно функционирует свободная экономическая зона. Если в прошлом году там было всего 100 участников, то сейчас - свыше 300.
- На днях постановлением правительства были закрыты 20 пунктов пропуска, которые были по границе с Украиной. Это связано с изменением границ?
- Абсолютно верно. В них необходимости больше нет.
«Таможенные процессы нужно объединить в единый контур»
- Вы упомянули искусственный интеллект. Как планируете с ним работать? Что нейросети могут сделать для таможни?
- Вопрос и сложный, и простой одновременно. Для краткости можно взять пример системы управления рисками (СУР). Сейчас таможенные процессы разобщены. Их нужно объединить в единый бизнес-процесс, чтобы цепочка была неразрывной и включенной в единый контур системы управления рисками.
СУР будет работать с большим объемом данных, получать информацию на всех этапах прохождения товара, анализировать ее, выявлять возможные нарушения, выбирать объекты контроля и предлагать их.
В настоящее время искусственный интеллект используется для автоматического анализа снимков портальных инспекционно-досмотровых комплексов (ПИДК), которые тестируются в двух пунктах пропуска. На основе этого анализа мы повышаем качество работы и минимизируем человеческое участие.
- Применение нейросетей может быть методом борьбы с коррупцией?
- Безусловно. Минимизация участия должностного лица в принятии решений ведет к снижению коррупционных рисков.
- В телеграм-каналах было видео, как вы приехали ночью в пробку недалеко от границы. То, что вы услышали от водителей, отличалось от того, что вы видите в докладах?
- Это был Смоленск. Огромное количество жалоб водителей, а также от белорусских коллег. Такие места у нас, к сожалению, есть. Мы приехали совершенно неожиданно и увидели многокилометровую очередь машин. Исходя из докладов по ситуации, очереди большой не было. На прямой вопрос о причинах такого скопления машин должностные лица ответили, что по приказу начальника таможни досматривают все контейнеры. При этом результативность таких досмотров была минимальна. После визита мы провели совещание в Смоленской таможне, по результатам были приняты решения и проведены мероприятия по нормализации обстановки. Сейчас пробок нет, но ситуацию мы держим на контроле и будем оперативно реагировать и впредь.
- Какие схемы занижения таможенных платежей сейчас самые распространенные? В каких отраслях? В каких объемах?
- Объемы мы можем только предполагать на определенном срезе по номенклатуре или по части товарных партий. Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности представляют подложные документы, инвойсы, сертификаты, контракты. Это основные документы, подделав которые недобросовестный бизнес существенно занижает таможенную стоимость. Это занижение может расходиться с реальной стоимостью в десятки раз.
- Десятки раз не проще определить, чем когда речь идет о 20-30%, но на больших объемах?
- В основном речь идет о существенном занижении, в десятки раз. Это приводит не только к уменьшению таможенных платежей, но и к снижению налогооблагаемой базы. Дальше это, безусловно, создает совершенно негативную среду для добросовестного бизнеса. Потому что те, кто работает вбелую, не выдерживают конкуренцию с жуликами.
Совсем недавно к нам приходили представители одной из известных компаний и буквально просили спасти от недобросовестных игроков, которые подделывают инвойсы, подделывают контракты и сертификаты, тащат сюда технику, декларируя ее по заниженной таможенной стоимости, которую продают по рыночным ценам. Это безобразие. Причем создание неконкурентной среды - это только часть проблемы. Вторая - подрываются возможности развития отечественного производителя. Кроме того, в результате подделки документов в страну может попасть товар, совершенно недопустимый, вредящий здоровью граждан. Это, например, детские товары, автозапчасти, бытовая техника. Проблема шире, чем просто занижение таможенной стоимости.
- Эти схемы эволюционируют?
- Нарушители умеют подстраиваться под изменяющийся рынок и в том числе иногда договариваются с должностными лицами. Поэтому без автоматизации нашей службы победить это будет очень сложно. Мы хорошо контролируем через систему маркировки все товары, которые реализуются через кассовые аппараты. То, что реализуется без кассовых аппаратов, контролировать гораздо сложнее.
И объемы мошеннических схем, и заниженная стоимость - это большая проблема. Мы работаем над оптимальным сочетанием контрольных мер, для того чтобы эффективно решать эти проблемы и не создавать избыточный контроль для добросовестных участников ВЭД.
- Какой это может дать финансовый эффект?
- По скромным подсчетам, до 300 млрд руб. за пять лет.
- Интеграция информационных систем из разных ведомств, о которой вы говорили, поможет решению проблемы?
- Без получения информации от наших коллег и партнеров о таможенной стоимости мы не можем апеллировать к бизнесу объективно. Поэтому информационная интеграция - это основа основ нашей работы.
- Был случай попытки обхода таможенного контроля, который вас потряс? Может быть, в плане находчивости?
- Не в плане находчивости, а в плане серьезного занижения таможенной стоимости. Мы выявили занижение таможенной стоимости детской обуви более чем в 20 раз. Причем аналогичная обувь параллельно завозилась другими участниками по реальной таможенной стоимости. Таких примеров достаточно много.
- Какие схемы мошенничества сейчас самые распространенные при ввозе легковых машин?
- Совсем недавно мы рассматривали вопиющий случай. К нам обратился участник специальной военной операции. Его супруга заключила договор с компанией, которая заявляла себя как посредника между покупателем и поставщиком машины, брала на себя обязательство купить ее за деньги конечного покупателя и доставить по адресу. Мелким шрифтом в договоре было прописано, что у добросовестного покупателя возникает обязанность оплатить утильсбор. Здесь наступает самое интересное: они ввозят машину по коммерческому коэффициенту, а не для личного пользования. И в итоге покупателю написали, что она должна заплатить еще около 600 тыс. руб., а у нее этих денег-то нет. Этот вид мошенничества сейчас распространяется. Мы недавно разъясняли эту ситуацию и в нашем телеграм-канале, и в сюжетах на телевидении, чтобы люди очень внимательно, аккуратно читали договоры, аккуратно подходили к выбору компаний-поставщиков.
Еще одна схема, на которую следует обратить внимание, - это так называемые индивидуальные предприниматели, которые возят машины много раз в течение года. Мы это сейчас хорошо отслеживаем, каждую вторую и последующую машины администрируем и взимаем утильсбор по коммерческой ставке, тогда как первая машина идет по льготной. Сейчас внесены изменения в законодательство, и сотрудники ГИБДД должны обращать внимание на срок нахождения этой автомашины в собственности. К сожалению, информационная система еще не до конца совершенна, и в некоторых случаях автомашину ставят на регистрационный учет без доплаты утильсбора, хотя машина была отчуждена до истечения года пользования. То есть они делают вид, что возят для личного пользования, а на самом деле это коммерческая деятельность. Проблема в том, что если сотрудники ГИБДД не увидят, что она меньше года находится в собственности, а собственник ее продает, то они ее зарегистрируют, поставят на учет, и тогда наступает разделенная ответственность с добросовестным покупателем машины.
«Мы с коллегами постоянно на связи, обмениваемся опытом и наработками»
- Существует пласт дел, где сначала таможенные органы в рамках доначислений включают в таможенную стоимость ввезенных товаров дивиденды, которые компании выплачивают своим владельцам. Суды этот подход подтверждают, а бизнес зачастую недоволен. Как считаете, нужно в этом направлении что-то делать в плане единообразия подходов?
- Да, нужно. Ситуацию на примере можно описать так. Некая иностранная корпорация создает здесь «дочку» и продает ей товар, условно, за $100. Эта «дочка» реализует этот товар за $1000. Возникает вопрос, как им объяснить появившиеся $900? Какую-то часть этой суммы они списывают на операционные расходы, предположим $200. Дальше мы, проводя таможенный контроль после выпуска товаров, обращаем внимание, что остались неопределенными $700, и пишем запрос декларанту с просьбой объяснить, где учтена эта сумма.
Если нам говорят, что решением собрания учредителей эти $700 в качестве дивидендов подлежат перечислению иностранному учредителю общества как часть дохода (чистой прибыли), полученного от реализации ввезенного товара, то указанный доход подлежит включению в таможенную стоимость товаров.
Для того чтобы унифицировать эту практику, на площадке ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) сейчас рассматривается этот вопрос. Надеюсь, что в ближайшее время пройдет согласование со всеми странами ЕАЭС и это решение будет унифицировано в целом на союз.
- Сейчас обсуждается вопрос об установке ограничений на вывоз золота физическими лицами. Какая позиция у таможни?
- Таможня здесь выступает ведомством, которому предстоит это реализовать. Пока позиции у Минфина и Центробанка до конца не сближены: у Минфина более жесткая позиция, у ЦБ - более либеральная.
- Если будет принято решение ввести ограничение на вывоз в сумме $10 тыс., как на валюту, как это будет считаться - по курсу ЦБ на день поездки?
- Да, как при пересчете валют, курс на момент пересечения границы.
- ФТС с 1 июня получила полномочия по противодействию финансированию экстремизма. Какая роль у таможни в этом процессе?
- Данные полномочия реализуются во взаимодействии с Росфинмониторингом с учетом уже имеющихся у таможенных органов функций по борьбе с финансированием терроризма.
Росфинмониторинг доводит до всех заинтересованных органов перечни лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в том числе до ФТС России, в рамках соответствующих межведомственных соглашений. Данные перечни интегрируются в систему управления рисками и применяются таможенными органами при осуществлении контроля за перемещением физическими лицами наличной валюты через таможенную границу ЕАЭС.
Таким образом, мы выстраиваем систему противодействия отмыванию денежных средств, которые могут быть использованы для финансирования терроризма и экстремизма, пресекаем перемещение соответствующих материалов и литературы. Особой специфики в нашей работе, отличающей противодействие финансированию экстремизма от противодействия финансированию терроризма, как правило, нет. Все строится на содержательной работе с Росфинмониторингом.
- Как вы оцениваете состояние таможенного контроля в России по сравнению с другими странами СНГ?
- В какой-то части мы лидеры, в какой-то не на первом месте. Но мы с коллегами постоянно на связи, обмениваемся опытом и наработками. Наиболее активно взаимодействуем с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, а также с коллегами из Узбекистана и других стран. Вместе разрабатываем проекты, которые способствуют снижению административной нагрузки на бизнес, повышению уровня экономической безопасности стран и прозрачности совершения таможенных операций.
- У вас за этот год бывали выходные?
- Редко. Огромная ответственность за каждое решение, права на ошибку практически нет. Но таможенники - коллектив сплоченный, верный профессии и объединенный едиными целями. И я горжусь, что являюсь его частью.
А как быть с позицией «….мы не руководствуемся законами, у нас свое начальство»?
По ходу чел не в курсе что у него под боком происходит