Контрафактным называют товар, при изготовлении которого нарушили чьи-то интеллектуальные права. Например, если на продукт нанесли чужой товарный знак или бренд. Качество при этом может быть неплохим. Это и отличает контрафакт от фальсификата, когда плохой товар выдают за оригинальный продукт.
Выделяют три вида контрафактной продукции. Первый — когда название или бренд очень похожи на оригинальные, отличаются на один символ. Во втором случае используют чужой логотип для похожих на оригинальные товаров. И третий вариант — «пиратство», то есть применение изобретений, которые принадлежат другим.
Таможня ежегодно выявляет миллионы подделок. Так, в 2022 году Федеральная таможенная служба (ФТС) выявила 8,2 миллиона единиц контрафактной продукции, в 2023 году — 4,9 миллиона, а в 2024 году — 4,9 миллиона. Чаще всего это одежда, детские игрушки и игры, автозапчасти и автоаксессуары, обувь, сумки и ремни, парфюмерия и косметика, говорится в отчетах ведомства.
Изъятые таможней предметы, не представляющие вреда здоровью, передают в Минобороны на нужды СВО и в гуманитарные организации, неоднократно сообщали в телеграм-канале ФТС.
Общая доля нелегальных товаров на российском розничном рынке оценивается в десять процентов, а оборот теневой торговли — в пять триллионов рублей, сказал «Парламентской газете» председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов: «В топ-10 самых подделываемых категорий — автозапчасти, одежда, безалкогольные напитки, спортивные товары, косметика и бытовая химия, обувь, бытовая техника, табачные изделия и упакованная вода, а также ноутбуки и смартфоны».
Основные каналы сбыта контрафакта — рынки, барахолки, мелкорозничные точки, а также социальные сети и крупные маркетплейсы, перечислил Станислав Богданов. «Около половины поддельных товаров продается на рынках и ярмарках, до 30-40 процентов — через маркетплейсы, остальная доля — через соцсети и мелкие одиночные магазины», — сказал эксперт.