За первые девять месяцев 2025 года объем российско-китайской торговли составил $163,6 млрд, что на 9% меньше показателя за тот же период 2024-го. Об этом рассказал РБК со ссылкой на данные таможенных служб КНР чрезвычайный и полномочный посол России в Китае Игорь Моргулов. При этом он видит «практически неисчерпаемый потенциал хозяйственного взаимодействия, которое позволит торгово-экономическому сотрудничеству двух стран устойчиво развиваться даже в условиях непростой внешней конъюнктуры».
«У произошедшей просадки, как видится, есть ряд объективных причин. Во-первых, за последние три года наша торговля увеличилась почти вдвое, на $100 млрд. После такого бурного роста происходит естественная корректировка», — объяснил Моргулов.
К числу причин сокращения торговли Моргулов отнес также снижение мировых цен на сырьевые товары, доля которых в российских поставках в Китай по-прежнему высока. Из-за этого в стоимостном выражении экспорт таких товаров из России может снижаться, хотя физические объемы не падают или даже растут. Дополнительным фактором, меняющим ценовые параметры, товарообмена с Китаем посол назвал колебания валютных курсов, в первую очередь укрепление рубля.
«Нельзя не отметить и еще один, на этот раз субъективный фактор — сохраняющееся влияние западных санкционных ограничений. «Последний пример — объявленные в конце прошлой недели санкции Вашингтона в отношении крупнейших российских нефтяных компаний и включение еэсовским Брюсселем в 19-й пакет целого ряда китайских предприятий.
«Наконец, есть и требующие расшивки узкие места — в логистике, расчетах и так далее. Вместе с тем не стал бы драматизировать ситуацию. Лидеры наших стран в свое время ставили задачу по достижению знакового рубежа в $200 млрд, и в этом году, уверен, она вновь будет выполнена», — добавил глава дипмиссии.
Посол отметил, что проблемы в логистике и проведении расчетов успешно решаются. В результате объемы железнодорожных перевозок между Россией и Китаем с начала года растут, на основных автомобильных пунктах пропуска число оформляемых транспортных средств сегодня уже вдвое превышает допандемийные показатели, а транзакции более чем на 95% переведены в национальные валюты.