В связи с участившимися публикациями в СМИ об усилении контроля со стороны таможенных органов за полнотой уплаты утилизационного сбора, информируем, что подходы к организации проверочных мероприятий не изменялись, сообщает ФТС в своем Телеграм-канале.
Уплата утилизационного сбора предусмотрена Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор подлежит уплате за каждое ввозимое или произведенное транспортное средство.
Правила его уплаты, взимания и взыскания утверждены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291. Расчет утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно.
В последнее время количество выявленных нарушений в ходе проверок увеличилось.
Так, наиболее распространенной причиной доначислений утилизационного сбора за транспортные средства, ввезенные из государств-членов ЕАЭС, является нарушение порядка применения формулы его расчета.
С 1 апреля 2024 г. в отдельных случаях утилизационный сбор подлежит исчислению по формуле:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка, где:
УСед – стандартный утилизационный сбор, подлежащий уплате;
Ктп, Кндс, Ка, – корректировочные коэффициенты, рассчитанные как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые фактически уплачены по декларации на товары в странах ЕАЭС и суммой пошлин, налогов, которые были бы уплачены по декларации на товары в Российской Федерации.
Формула применяется исключительно в отношении транспортных средств, декларирование которых производилось на территории государств-членов ЕАЭС с использованием декларации на товары. В том числе, если в целях присвоения статуса товара Союза на произведенные на территории государств-членов ЕАЭС транспортные средства была подана декларация на товары.
Напоминаем о необходимости при планировании приобретения транспортного средства, расчете утилизационного сбора и предоставлении документов в таможенные органы проявлять должную осмотрительность и осторожность.
Справка.
По информации СМИ, с весны 2024 года в Россию ввезли более 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки в рамках ЕАЭС. Поскольку их производили в особой экономической зоне, владельцы при ввозе платили только «коммерческий» утильсбор от 667 тысяч до 1,9 млн рублей. Однако с октября ФТС начала массово требовать доплаты — от 750 тысяч до 3,5 млн рублей. Свое решение таможня объяснила тем, что у автомобилей из Казахстана есть импортная декларация. В случае неуплаты владельцам грозит аннулированние ЭПТС (электронного паспорта транспортных средств).
Ситуация усугубляется тем, что Центральная акцизная таможня продолжает работать по старой схеме, а региональные отделения начисляют доплаты. Казахстанская сторона отстранилась от проблемы, сославшись на то, что действия ФТС — не их компетенция.