Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

Из России разрешат вывезти все

Из России разрешат вывезти все
г.
Вслед за либерализацией правил ввоза в Россию произведений искусства отечественные антиквары ожидают изменения правил и по вывозу. Правда, вывозить культурные ценности из страны в массовом порядке вряд ли будут. Как стало известно RBC daily, в скором времени будет введен сбор за получение свидетельства на право вывоза произведений искусства из России. При этом чиновники из Министерства культуры РФ ратуют за дальнейшую либерализацию закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Предполагается, что вслед за недавней отменой пошлины на ввоз предметов искусства в Россию будет разрешено перевозить через границу произведения старше 100 лет. Участники антикварного рынка, опрошенные RBC daily, также не видят смысла в строгом надзоре за вещами, не представляющими исторической и художественной ценности. В то же время, на их взгляд, полное «открытие границ» может привести к тому, что действительно ценные произведения покинут страну безвозвратно. Как рассказал RBC daily президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра, в настоящий момент предметы, созданные менее чем 50 лет назад, выпускаются за границу без излишних проблем. «Для этого надо лишь показать произведение искусства в департаменте по сохранению культурных ценностей Министерства культуры и получить там свидетельство, – сказал он RBC daily. – Предметы младше 100 лет проходят обязательную экспертизу в профильных музеях. В том случае, если они не принадлежат к музейной категории и не считаются национальным достоянием, они также могут покинуть Россию без препятствий». Как рассказал г-н Стецюра, по этим двум категориям за границу «выезжают» порядка 90% произведений искусства. Исключения составляют, например, работы Малевича, Фаберже, Кандинского, которые попадают в столетний период. А вот из предметов, чей возраст превышает вековой порог, вывозят не более 30%. «Их оценивают по качеству мастерства, – прокомментировал глава «Гелос». – Это означает, что картина круга Айвазовского, не обязательно написанная самим маринистом, может быть признана невывозимой в силу мастерского исполнения». Интересно, что, по оценкам экспертов, доля легального вывоза предметов искусства из России по сравнению с ввозом сейчас весьма невелика: некоторые даже называют ее «близкой к нулю». Причин для подобного деления рынка две: вышеупомянутые существующие ограничения на вывоз предметов искусства старше 100 лет, не позволяющие вывозить реально ценные вещи, и слишком узкая категория западных покупателей, интересующихся русским искусством. Конечно, по сравнению с российскими коллекционерами зарубежные, безусловно, более кредитоспособны. Однако отечественное искусство волнует иностранных коллекционеров в куда меньшей степени, чем итальянское или голландское. Покупают его, как правило, те, у кого есть российские корни, а это крайне узкий круг людей. Или ценители, которые интересуются самыми громкими русскими именами в искусстве. Поэтому участникам рынка антиквариата приходится ориентироваться на клиентов-соотечественников. Даже учитывая тот факт, что платежеспособных коллекционеров традиционного русского искусства в России еще меньше, чем на Западе: это те, кто начал формировать свои коллекции совсем недавно, в последние 10–15 лет, – прежде всего специалисты, бизнесмены. «Отечественное искусство больше востребовано здесь, в России, – сказал RBC daily заместитель директора аукционного дома «Магнум Арс» Игорь Кернер. – Если в советское время были и легальный, и нелегальный потоки, дающие определенную прибыль, то сейчас все изменилось». Действительно, если раньше то, что в Советском Союзе не стоило ничего, а за рубежом, наоборот, ценилось, то теперь зачастую за границу произведения русского искусства вывозят сами россияне. «Кроме сугубо личных мотивов, например, когда люди, уезжая на ПМЖ в другую страну, забирают коллекцию с собой, нет никакого смысла что-то вывозить, – считает г-н Кернер. – К тому же за рубеж вывозят вещи не очень высокого качества, недорогие, зачастую современные». Ну, а на Западе, как известно, в большой цене не новые имена, а мастера уровня Айвазовского, Кустодиева, Малевича и Фаберже, которых вывозить нельзя. Правда, в ближайшее время, судя по всему, ситуация изменится – власти намереваютсявслед за ввозом культурных ценностей либерализовать и их вывоз (с 1 января отменена 30%?ная пошлина на ввоз произведений искусства). При этом чиновники, похоже, рассчитывают заработать для государства. Как рассказали RBC daily в министерстве культуры РФ, хотя сейчас плата за вывоз произведений искусства из страны не взимается, в скором времени будет введена госпошлина за получение свидетельства на вывоз, причем в размере не менее 10%. Кроме того, антикваров и коллекционеров ожидает еще одно новшество: Минкульт намерен централизовать систему оплаты экспертизы художественных произведений. «Экспертиза сейчас, как правило, платная, – сказал RBC daily замруководителя департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ Виктор Петраков. – Ее осуществляют эксперты министерства, музеев по собственным расценкам. В этом году средства начнут взимать централизованно и направлять их на оплату труда, на возвращение культурных ценностей». Кроме того, как рассказал RBC daily г-н Петраков, ведомство поддерживает идею либерализации существующего закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». «Вещи старше 100 лет, не представляющие ценности, чей вывоз не наносит ущерб культурному наследию страны, могут покидать Россию», – прокомментировал он. В том, что подобная мера необходима, уверен и Игорь Кернер, который отметил, что участники рынка хотели бы изменить пороги по времени создания произведений искусства. Например, как считает Олег Стецюра, можно упразднить те положения, которые сейчас не позволяют вывозить за границу предметы младше 100 лет просто в присутствии представителя таможни, разумеется, с соответствующим уровнем образования. Однако имеет ли смысл делать это в кратчайшие сроки, уверенности у собеседников RBC daily нет. Ведь если сейчас из страны вывозится искусство «второго сорта», то после снятия ограничений за границу «поедут» и более известные мастера. «Конечно, с точки зрения операторов рынка сейчас нецелесообразно открывать все границы, –сказал RBC daily Олег Стецюра. – Если сейчас устранить существующие барьеры, наше культурное наследие «вымоется» из страны». По мнению г-на Стецюры, необходимо оставить в силе часть запретительных мер, которые не позволяют вывозить, например, Шишкина или Кустодиева. «Кому же здесь понадобятся серебряные ложки без клейма? – прокомментировал он. – Зато Фаберже и Кустодиев будут нужны – их вывоз надо тормозить». В противном случае возврат национального достояния рискует обернуться крайне трудной и весьма дорогостоящей затеей.

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 928
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies