По словам начальника Южного таможенного управления (ЮТУ) Александра Гетмана, за девять месяцев текущего года внешнеторговый оборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,7 процента, составив почти 710 миллиардов рублей (22,9 миллиарда долларов).
В первую очередь, снижение грузооборота вызвано введением с 1 августа 2010 года временного ограничения на экспорт зерновых.
С другой стороны, Россия вступила в Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, поэтому оформление грузов перенеслось на внешние границы, что также повлияло на снижение процентных показателей.
Еще одним фактором, приведшим к падению грузооборота (правда, чисто административным), стало реформирование ЮТУ и перевод трех таможен (Дагестанской, Минераловодской и Северо-Осетинской) в ведение вновь созданного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу.
На росте финансовых показателей сказалось повышение цен на сезонную экспортно-импортную продукцию. Летом основная доля оформления таможенных деклараций приходилась на минеральное и сельскохозяйственное сырье, строительные материалы, металл, цемент, машины и оборудование, которые главным образом проходят через порты Оля, Махачкала, Ростов, Таганрог, Азов. В осенне-зимний период структура экспорта-импорта меняется, и начинают преобладать насыпные и генеральные грузы, которые перевозятся через незамерзающие порты Черного моря (Новороссийск, Туапсе, Тамань).
Традиционно в конце года трейдеры стремятся выполнить экспортные контракты, поэтому в ноябре-декабре таможенные органы должны работать в усиленном режиме из-за повышенного количества грузов. В первую очередь, южнороссийские порты будут обрабатывать энергетические угли и продукцию аграрно-промышленного комплекса.
Российская Газета