Принятый в конце 2003 году закон об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности предусматривает, что "для защиты прав потребителей" должна быть создана предотгрузочная инспекция.
Отправленный Минэкономразвития на рассмотрение правительства проект положения о ней имеется в распоряжении "Ведомостей". Согласно проекту инспекция заключается в проверке качества, количества, цены и правильности кодирования импортируемых товаров на территории страны-экспортера. Следить за добросовестностью импортеров может российская или иностранная компания, выбранная на конкурсной основе.
Необходимость дополнительного контроля в Минэкономразвития объясняют тем, что таможенники не способны полностью досматривать весь импорт. По замылсам чиновников, предотгрузочная инспекция будет "страхующим" инструментом.
Услуги инспекторов недешево обойдутся компаниям. По проекту положения за проверку каждой партии товара импортеры должны будут заплатить до 1 проц стоимости груза, но не меньше 12 тыс. руб. Обязательно проходить предотгрузочную инспекцию придется при ввозе 45 товарных позиций которые охватывают почти всю ТН ВЭД.
В правительстве говорят, что проект положения об инспекции в секретариат премьера Михаила Фрадкова пока не поступал. Но бизнесмены уже забили тревогу. Председатель "Деловой России" Борис Титов и президент объединения малого бизнеса "ОПОРа" отправили два письма на имя Фрадкова. Титов пишет, что "использование инспекций, проводимых частными компаниями", может создать "возможности для развития коррупции", но при этом "не устранит контрабанду, пишут "Ведомости".