Регулятор внес изменения в положение 375-П, описывающее требования к правилам внутреннего контроля банков в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Документ размещен в Вестнике Банка России и вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования. ЦБ отводит 30 дней на приведение правил внутреннего контроля в соответствие с новыми требованиями.
ЦБ летом раскрыл данные о масштабах возможного вывода средств из Казахстана и Белоруссии посредством фиктивного импорта товаров, объем которого оценивался примерно в 25 миллиардов долларов. Всего за последние два года по сомнительным основаниям через страны Таможенного союза выведено около 47 миллиардов долларов, подсчитали в ЦБ.
Регулятор рекомендовал банкам обратить повышенное внимание на случаи, когда клиентам российских банков средства за поставку товаров из стран ТС переводятся на счета в иностранных банках. Действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма и другие противозаконные действия, предупреждал ЦБ.
Теперь банк вправе отказать клиенту-резиденту заключать договор банковского счета, если у него есть информация о намерениях юрлица или индивидуального предпринимателя провести операцию через такую схему, свидетельствует документ ЦБ.
В августе регулятор опубликовал письмо, в котором призвал более активно использовать "антиотмывочные" нормы закона №134, которые дают банкам право отказывать в проведении сомнительных операций или открытии банковского счета. После этого письма ЦБ зафиксировал существенное снижение сомнительных операций по "белорусско-казахстанской" схеме, но предупредил, что будет мониторить ситуацию и при необходимости предпримет дальнейшие шаги.
Нововведения ЦБ обязывают банки в случае выявления операций по переводу средств на счета нерезидентов по внешнеторговым договорам на поставку товаров из Беларусс и Казахстана запрашивать у клиента регистрационные сведения обо всех участниках сделки и проверять достоверность этих данных. Банки могут воспользоваться данными на сайте ФНС России, министерства по налогам и сборам Беларуси, налогового комитета Казахстана.
Теперь банки должны запрашивать у российского клиента документы и информацию, подтверждающие наличие у контрагента-нерезидента права собственности на товар, включая данные о предшествующей сделке по приобретению товара в Беларуси или Казахстане для его последующей перепродажи без вывоза с территории этих республик.
Банки также получили возможность запрашивать у клиентов документы, связанные с организацией перевозки товара с территории Беларуси или Казахстана в Россию и подтверждающие организацию хранения товара до его вывоза из стран-участниц ТС и после ввоза на территорию РФ.