Со вчерашнего дня таможенники Китая, Брунея, Малайзии, Индонезии, Мьянмы, Сингапура и Таиланда снизили тарифные ставки в отношении большинства грузов, перемещающихся между этими странами.
Как сообщает информационное агентство Xinhua, планируется, что к 2010 году эти ставки будут вообще обнулены. Такая процедура предусмотрена подписанным между Пекином и странами АСЕАН в ноябре прошлого года договором. Согласно документу, к 2015 году нулевые таможенные тарифы установят и остальные члены АСЕАН: Камбоджа, Лаос и Вьетнам.
Сокращение таможенных тарифов увеличит товарооборот между Китаем и странами АСЕАН. Эксперты прогнозируют, что в будущем в рамках этой торговой зоны может быть создан третий по величине после Евросоюза и Североамериканской зоны торговли свободный рынок в мире.
"Выгоду от создания зоны свободной торговли получат те страны, которые будут входить в нее. Те, кто не входит, окажутся в менее благоприятном положении,- говорит научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин.- Участники подобных соглашений снимают таможенные барьеры только внутри зоны, обеспечивая конкурентные условия своим предприятиям, а на внешних границах они, напротив, создают препоны для импортеров", пишет газета "Бизнес".
По мнению экспертов, создание в Юго-Восточной Азии зоны свободной торговли непременно скажется на России, причем, скорее всего, не самым благоприятным образом. "Со странами АСЕАН у нас очень обширные торговые отношения, мы экспортируем туда энергоресурсы, сырье, вооружение, металл, а импортируем потребительские товары и технику,- говорит Евгений Ясин.- Возведение таможенных барьеров сделает российские товары на их рынках более дорогими, хотя не думаю, что это коснется сырьевых ресурсов, в которых эти государства очень заинтересованы".
Оживление торговли в рамках свободной зоны пойдет на пользу легкой промышленности Китая, по которой вчера же был нанесен удар. Под угрозой применения санкций со стороны США и Евросоюза Пекин решил в превентивном порядке ограничить экспорт ряда наименований текстиля в эти страны. Китайские производители обязаны теперь получать от властей специальные лицензии, в которых четко закреплен максимально допустимый объем ежегодных поставок продукции за рубеж.