ФТС просит менять нефтяные пошлины быстрее
Пользуясь этой информацией, нефтяные компании могут использовать механизм временного декларирования и экономить на уплате таможенных пошлин, рассчитывая их по "старой" ставке. Чтобы как-то ограничить их в этом, 22 июня 2006 года пленум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление, разъясняющее, что таможня может отказать во временном декларировании, если на момент подачи декларации постановление о новых таможенных пошлинах уже опубликовано. Однако разъяснение не прикрыло, а лишь сузило размеры "лазейки". Дело в том, что из-за долгого межведомственного согласования правительственное постановление публикуется лишь за десять дней до его вступления в силу. Это значит, что применяемые с 1 октября пошлины получат "официальный статус" 20 сентября, при том что компании могут подавать декларации о предварительном декларировании уже с 15 сентября, имея "оперативный простор" в пять дней. Для того чтобы сдвинуть сроки опубликования постановлений на пять дней, ФТС предлагает сократить срок их согласований заинтересованными министерствами до одного дня.
В цитируемом "Интерфаксом" письме ФТС правительству утверждается, что "по оценкам таможенной службы, только в августе 2006 года потери федерального бюджета за счет более позднего опубликования нормативных актов могут составить порядка $200 млн.". Как пояснил "Ъ" замначальника отдела таможенных платежей Минфина России Александр Сакович, из-за особенностей нормативной базы экономить на пошлинах компании могут при вывозе нефти и нефтепродуктов танкерами и железнодорожным транспортом (около 60% экспорта) - при экспорте нефти по трубопроводу без перевалки в порту уплачивать пошлину приходится по дате фактической поставки. По оценке Александра Саковича, на практике предложение сократить согласование в правительстве документов о ставках пошлин до одного дня трудновыполнимо. Впрочем, скорее всего, ускоряться ведомствам не придется. По сведениям "Ъ", параллельно готовящимися сейчас ФТС и Госдумой поправками к Таможенному кодексу предлагается ужесточить механизм временного декларирования. Это, среди прочего, ликвидирует и возможность законной оптимизации нефтяных экспортных пошлин.