Доклад заместителя начальника контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю Н.В. Савенковой на заседании Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ, 5 марта 2019 г.
Налоговые и таможенные органы разрабатывают скоординированные контрольные мероприятия в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере налогового, валютного, таможенного законодательства. Одним из важных аспектов повышения эффективности взаимодействия налоговых и таможенных органов является результативность выявленных рисков при проведении таможенного и налогового контроля и дальнейший оперативный обмен информацией для принятия мер по компетенции ведомств.
Цель проведения скоординированных контрольных мероприятий - обеспечить прослеживаемость товара на всех этапах - от ввоза на таможенную территорию и ввода в коммерческий оборот до продажи конечным потребителям или их вывоз из РФ на экспорт и на основании полученных данных определить реальные таможенные и налоговые обязательства всех участников процесса.
До 04.06.2018 взаимодействие таможенных и налоговых органов осуществлялось на основании Положения об организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон, прилагаемого к письму ФТС России от 18 апреля 2016 г. № 01-11/18157 и Федеральной налоговой службы № ММВ-20-2/25@.
С 04.06.2018 контроль за соблюдением требований права Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о налогах и сборах лицами, перемещающими товары через таможенную границу ЕАЭС, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, лицами, косвенно участвовавшими в сделках с товарами, осуществляется на основании Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон (далее - Регламент). Данный Регламент доведен до территориальных органов и структурных подразделений ведомств письмом от 04.06.2018 №01-11/33109, подписанным руководителем Федеральной таможенной службы и руководителем Федеральной налоговой службы.
Регламентом предусмотрены существенные изменения по выбору объекта для скоординированных контрольных мероприятий и порядка взаимодействия налоговых и таможенных органов.
В соответствии с пп. 3.1,3.2, 3.6 Регламента, взаимодействие таможенных органов и налоговых органов осуществляется на региональном и территориальном уровнях. Региональные и территориальные таможенные и налоговые органы осуществляют взаимодействие, находясь на территории одного или разных субъектов Российской Федерации.
Налоговый орган может осуществлять взаимодействие с таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществлялось таможенное декларирование товаров и (или) находится товар и (или) в регионе деятельности которого лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Скоординированные контрольные мероприятия (СКМ) могут проводиться одновременно в отношении нескольких лиц, являющихся участниками схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей.
При этом необходимо отметить, что скоординированные контрольные мероприятия проводятся в случаях, если по результатам аналитической работы налоговыми и таможенными органами выявлены признаки возможного нарушения законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о налогах и сборах. Таким образом, назначению скоординированных контрольных мероприятий предшествует проводимая контрольно-аналитическая работа.
Контрольно-аналитическая работа проводится налоговыми органами с использованием сведений, поступающих от таможенных органов на постоянной основе, а также информации, поступившей от таможенных органов по фактам, установленным в ходе таможенного контроля.
Наиболее распространенная схема минимизации налогов, используемая налогоплательщиками, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, состоит во включении в цепочку поставок от импортера до покупателя транзитных налогоплательщиков, что позволяет импортерам занижать доходы от реализации, а покупателям товаров предъявлять необоснованно завышенные вычеты по НДС и учитывать расходы по налогу на прибыль в завышенных размерах. Фактически транзитные компании не участвуют в поставке, перемещении товаров. При этом через транзитные организации наращивается стоимость товара путем применения формального документооборота.
Управление ФНС России по Приморскому краю применяется ряд эффективных организационных мер направленных на выявление таких недобросовестных налогоплательщиков с целью проведения в отношении них контрольных мероприятий, а также информирует таможенные органы для рассмотрения вопроса проведения совместных и скоординированных контрольных мероприятий.
При сборе доказательственной базы о получении налоговой экономии путем включения в цепочку поставок «фирм-однодневок» налоговыми органами для определения реальных затрат, понесенных импортером используются материалы камеральных таможенных проверок о достоверности заявления таможенной стоимости товаров, задекларированных налогоплательщиками, о причинах корректировок стоимости таможенными органами. Кроме того, таможенными органами по ряду налогоплательщиков были направлены импортные таможенные декларации, представленные таможенными службами иностранных государств. Установление отличий импортных деклараций иностранных лиц с экспортными декларациями российских налогоплательщиков является основанием для тщательной проверки вопроса полноты отражения выручки для целей налогообложения по экспортируемым товарам.
В 2018 году налоговыми органами Приморского края назначены два скоординированных контрольных мероприятия с таможенными органами, причем одно мероприятие проводилось в отношении налогоплательщика одновременно таможней, по второму - проверяемые лица у таможни и Управления ФНС России по Приморскому краю разные, но являющиеся участниками одной схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и таможенных платежей.
В 2018 году завершены 2 выездные налоговые проверки, проведенные в рамках скоординированных контрольных мероприятий с таможенными органами, по результатам которых дополнительно начислено 127 513 тыс. рублей, что в 4 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года (31 848 тыс. рублей). Кроме того, по одной проверке доначисления в сумме 4,4 млн. рублей произведены на основании информации, поступившей от таможенных органов о занижении таможенной стоимости морских судов на стоимость ремонта, оборудования и иных расходах при приобретении указанных объектов, при ввозе их на таможенную территорию ТС. По выездной налоговой проверке доначислен налог на имущество.
При проведении контрольно-аналитической работы и при проведении выездных налоговых проверок используются материалы камеральных таможенных проверок, в которых установлено неправомерное применение ставки НДС в размере 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации проверяемых товаров, таможенным органом принято решение об исчислении НДС в размере 18%. Налоговым органом проверяется правомерность применения ставки при реализации соответствующего товара по цепочке до конечного покупателя. В настоящее время в отношении одного налогоплательщика установлено необоснованное применение ставки 10% при дальнейшей реализации товара на внутреннем рынке, составляется акт проверки.