В России ежегодно производится около 8,5 тысячи тонн ванадия. При этом внутренняя емкость рынка феррованадия сравнительно небольшая - около 2,5 тысячи тонн. Таким образом, внутреннее производство с лихвой может покрыть потребности. Однако этого не происходит. Около 50 процентов потребляемого в России феррованадия импортируется. При этом до 90 процентов производимого на двух российских предприятиях ванадия идет на экспорт. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой официально, согласно таможенным документам феррованадий в Россию не импортируется. Но на внутреннем рынке присутствует феррованадий непонятного происхождения, цена которого в 2-3 раза ниже рыночной, т.е. той, по которой продают этот металл его производители - Ванадий-Тула и ЧМЗ. Это может означать только одно: значительная часть феррованадия поступает на российский рынок контрабандным путем и сбывается по заниженным ценам. Высокие цены на ванадий привлекают в сферу его перепродажи большое количество спекулятивных фирм, а "серый" рынок феррованадия увеличивает свои объемы. Независимые журналистские расследования выявляли схемы импорта, при которых декларирование феррованадия осуществлялось с существенным занижением его стоимости. Впоследствии такой товар поступал к конечному потребителю с увеличением стоимости в 5-10 раз после неоднократных перепродаж. Расследование, проведенное таможенной службой, также выявило целую схему нарушений при осуществлении импортно-экспортных операций с ферросплавами и с феррованадием в частности. Были вскрыты неоднократные случаи недостоверного заявления сведений о товаре (процентном содержании в сплаве легирующего элемента - ванадия), что снижало его таможенную стоимость. Так, феррованадий оформлялся в основном с содержанием ванадия 7 -10 процентов и стоимостью около 1 доллара за килограмм. При том что феррованадий стандартного качества имеет содержание ванадия 50-80 процентов, и его стоимость доходит на рынке до 36-40 долларов за килограмм.
К тому же в России, по официальным данным, феррованадий с содержанием легирующего элемента ванадия менее 45 процентов вообще не производится. Также имелись вопросы к представленным при таможенном оформлении сертификатам качества, выданным одними и теми же инспекционными компаниями, подлинность которых сомнительна.
После выявления схемы недостоверного декларирования таможенной службой были предприняты меры по усилению контроля за внешнеэкономическими операциями с ферросплавами, а импорт феррованадия в Россию был практически прекращен. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. Феррованадий с "темным прошлым" по-прежнему присутствует на внутреннем рынке, а в товаросопровождающих документах вместо ввозимого металла указывается код другого товара - продуктов питания (как-то: зеленый горошек, консервы различных видов), мебели и т.д. Уплата налогов при такой специфической схеме ввоза существенно ниже, чем за ферросплавы. Объемы незаконного ввоза металлов и контрабанды готовой сталелитейной продукции в Россию могут быть сопоставимы с уровнем производства нескольких крупных металлургических предприятий. Например, только одной группой, деятельность которой была раскрыта в начале апреля в Петербурге, было ввезено контрабандой металла на сумму свыше 1 миллиарда долларов. Учитывая масштабы контрабандного бизнеса металлов, временного усиления таможенного контроля за импортно-экспортными операциями явно недостаточно, пишет "Российская бизнес-газета"