Об этом рассказал в интервью председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
«Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» был принят аж в 1996 году. Время не стоит на месте и поэтому необходимо существенно менять нормативную базу. На сегодня такие технологии — это, с одной стороны, новые возможности для улучшения в том числе здоровья человека, преодоления наследственных факторов заболеваний, а с другой — они могут нести угрозу новых мутаций и болезней. Совершенно очевидно, что использование ГМО необходимо тотально и профессионально контролировать.
В сельском хозяйстве ГМО позволяют получать более высокие урожаи, бороться с вредителями, минимизировать климатический фактор. Причём новейшее аграрное законодательство уже вводит специальные механизмы контроля. Так, проект федерального закона «О семеноводстве», принятый Госдумой в первом чтении в апреле, предусматривает введение генетических паспортов — документов, созданных на основе молекулярно-генетического анализа семян сорта или гибрида сельскохозяйственного растения. В ближайшее время в Совете Федерации пройдут парламентские слушания об использовании ГМО, после которых станет понятно куда двигаться.
С одной стороны, у нас законодательно запрещены ввоз и использование для посева семян, выращивание и разведение растений и животных, генетическая программа которых была изменена с использованием методов генной инженерии. Исключение сделано только для научно-исследовательских работ, которые должны вестись исключительно на специально выделенных земельных участках. С другой стороны, в страну можно ввозить содержащие ГМО корма для животных, сельскохозяйственное сырьё и пищевую продукцию с её обязательной маркировкой для информирования потребителей.
Контроль оборота ГМО очень дорогостоящий, сложный и наукоёмкий. Технологии усложняются, за ними необходимо успевать и даже превосходить их. Это как с оружием: сначала появляется новое, а потом — защита от него. В случае с ГМО нужно наоборот: сначала защититься, не допустив на наш рынок то, что может потенциально ему навредить.