25 февраля состоялось рабочее совещание с членами Правительства у главы Правительства Михаила Мишустина. С докладом выступил министр экономического развития Максим Решетников.
Есть три группы санкций, которые нацелены на три направления.
Первое. Это ограничение доступа на мировые финансовые рынки – на это направлены ограничения по суверенному долгу, санкции против крупнейших компаний и банков.
В SDN-лист, который предусматривает блокировку и заморозку активов в Соединённых Штатах и делает крайне нежелательными партнёрами эти организации в других странах, на первом этапе текущего кризиса были внесены Промсвязьбанк и Внешэкономбанк вместе с дочерними организациями. И на втором этапе были добавлены ВТБ и ряд других банков. Такие ограничения не должны стать для нас каким-то препятствием для развития банковской системы. У нас существуют свои внутренние мощные накопленные ресурсы.
Второе направление – это ограничения на импорт в Россию технологий. Соединённые Штаты и Евросоюз планируют существенно ограничить доступ к технологическим решениям, необходимым для развития не только оборонной промышленности, но и стратегических отраслей нашей экономики. Детали будут известны позже, пока детальные документы далеко не все ещё доступны. Мы будем внимательно их анализировать, но уже понятно, что это окажет определённое давление на эффективность инвестиций, поскольку эти технологические ограничения на нас повлияют. В то же время они не являются для нас чем-то особо новым. С рядом ограничений на поставки высокопроизводительных чипов, инженерного, программного обеспечения, оборудования для электронной промышленности мы сталкивались и раньше. Здесь реализуются программы импортозамещения, существуют новые стратегические инициативы, связанные с технологическим прорывом, – в общем, это то, к чему мы готовились.
И третье направление, о котором надо сказать: в целом санкции направлены на ограничение интеграции России в мировую экономику. Это самый яркий момент. Присутствие на рынках Соединённых Штатов, Евросоюза, Канады, Японии, Австралии будет существенно осложнено по ряду товаров, а доля этих стран в нашем экспорте в 2021 году была чуть больше половины.
При этом сразу надо сказать, что, конечно, энергетический сектор из-под всех санкций сейчас выведен, поэтому доля экспорта, которая почувствует на себе это влияние, существенно ниже, тем не менее весьма заметна.
Самый заметный удар нанесён по российской системе поддержки экспорта, в первую очередь – несырьевого неэнергетического. Это связано с санкциями в отношении ВЭБа и группы РЭЦ.
особую значимость приобретает работа над диверсификацией экспортных рынков. Продвижение российских товаров и услуг на рынки Латинской Америки, Азии, стран Африки, Ближнего Востока становится одной из наших основных задач. И конечно, важное направление – с чего Вы начали – это дальнейшее развитие интеграции в рамках Евразийского экономического союза, усиление торговых, экономических связей с нашими партнёрами, странами-наблюдателями – Узбекистаном, Азербайджаном, активно растущими экономиками.