По итогам 2024 года по Северному морскому пути (СМП) перевезено 21,86 млн т сжиженного природного газа (СПГ), то есть 57,69% всего объема грузов, которые транспортировали по этому коридору, следует из данных консультационной компании «Гекон», которая опирается на статистику Росморречфлота. Объем перевезенного в 2024 году по транспортной артерии СПГ вырос по сравнению с 2023 годом на 1,73 млн т (+8,6%). СПГ обеспечил основной прирост грузопотока по СМП, который в 2024 году достиг рекордных 37,89 млн т.
Представитель «Росатома» (с 2018-го госкорпорация является инфраструктурным оператором СМП) пояснил, что рост перевозок СПГ вызван введением в эксплуатацию проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ 2». Директор «Гекона» Михаил Григорьев объясняет рост перевозок СПГ также тем, что НОВАТЭК не останавливал в 2024 году «Ямал СПГ» на плановый ремонт.
Значительный вклад в показатели перевозок также вносит нефть — ее в 2024 году по СМП было перевезено 8,1 млн т (21,37% от общего грузопотока; прирост год к году составил 312 тыс. т, или на 4,01%). Существенный рост, на 235,5 тыс. т, также показали перевозки газового конденсата, которые достигли 1,32 млн т, или 3,5% от объема перевезенных по СМП грузов. Незначительно (на 16,9 тыс. т), до 597,6 тыс. т, выросли перевозки угля.
По данным «Гекона», объем импортных грузов на СМП вырос — с 94 тыс. т в 2023 году до 191 тыс. т в 2024-м. «Импорт — это грузы, следовавшие из портов Китая в Сабетту, Певек, Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург и Усть-Лугу. В основном контейнеризованные», — отмечает Григорьев. В 2024 году весь перевезенный по СМП импорт занял 0,5% от грузопотока (в прошлом году — 0,26%).
Северный морской путь — логистический коридор, который позволяет вывозить на экспорт энергетические и минеральные ресурсы из северных регионов России. Он также обеспечивает транспортировку морем в азиатские страны части нефтяных грузов, которые Россия раньше экспортировала в Европу, но после введения санкций потеряла эту возможность. Правительство назначило «Росатом» инфраструктурным оператором СМП в 2018 году. В перспективе этот маршрут должен стать дорого международного морского транзита грузов между странами Азии и Европы.