С ноября прошлого года по февраль 2025-го ставки на перевозку прямыми поездами и автомобильным транспортом из Китая в Россию упали на 30%, морскими судами из Китая до портов Дальнего Востока — на 20%, подсчитал директор по логистике ModernWay Олег Полуэктов. «В конце прошлого года не фиксировался пиковый спрос на доставку грузов (высокий сезон), обычно характерный для декабря, — уточняет он. — Железнодорожные, морские и автомобильные перевозчики при пониженном спросе вынуждены были уменьшать цены, чтобы сохранить грузовой поток».
Опрошенные Forbes логисты отмечают удешевление перевозок по различным направлениям и типам грузов. В связи с последними изменениями курсов валют и укреплением рубля тарифы для российских заказчиков в целом на международные перевозки после конвертации становятся ниже, сообщает генеральный директор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани.
Но особенно заметное снижение тарифов участники рынка отмечают в азиатском направлении. «Стоимость перевозки контейнеров из Китая в Россию как морем, так и по железной дороге упала с начала 2025 года на 30–35%», — говорит руководитель отдела логистики Shuttle Logistic Владимир Гамазков.
В азиатское направление входят, например, Вьетнам, Южная Корея, Индонезия, Тайвань и другие страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Ряд товаров поставляется из указанных регионов в нашу страну не только напрямую через российские порты Дальнего Востока или порты России на Балтике и Черном море, но также транзитом через Китай, — объясняет директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. — Они также участвуют в формировании общего спроса на доставки из и через КНР в Россию».
Снижение тарифов в первую очередь выгодно импортерам, поскольку уменьшает их логистические затраты при ввозе товаров, отмечает директор филиала ILC в Шанхае Андрей Есин. По его словам, для перевозчиков это имеет негативные последствия, так как сокращает их доходы, что, в свою очередь, ограничивает возможности для инвестиций в развитие инфраструктуры и обновление транспортного парка. «Перевозчики в нынешней ситуации зачастую работают на грани своей рентабельности», — соглашается Полуэктов из ModernWay.
Динамика снижения ставок в международной логистике между Юго-Восточной Азией и Россией может продолжиться, заключает Гамазков. «Во-первых, наблюдается ослабление мировой экономики и уменьшение спроса на товары, что, в свою очередь, может привести к снижению объемов перевозок и, как следствие, к падению тарифов, — объясняет он. — Во-вторых, страны ищут новые пути для доставки товаров в Россию, рассматривая альтернативные маршруты, например через Центральную Азию или другие регионы, что способствует некоторому уменьшению расценок на фоне перераспределения грузопотоков».