Краткие итоги деловой программы второго дня и наиболее интересные выступления спикеров.
Открывающим мероприятием в Главном зале стал Открытый диалог: «Логистические решения транспортных компаний в условиях имеющихся ограничений на сети».
Нерешенные проблемы в области транспортировки грузов по сети РЖД в своем докладе подсветил Денис Назаров – Директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС». К ним эксперт отнес неготовность отрасли обеспечить требуемую РЖД глубину планирования перевозок, нехватку прозрачности и транспарентности системы, маскировку дефицита инфраструктуры и кадров на железнодорожном транспорте за расчетами избыточности парка.
Проект «Агроэкспресс» с Республикой Узбекистан презентовали Даниил Турланов – Заместитель директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России, и Алевтина Кириллова – Советник генерального директора АО «РЖД Логистика». Спикеры представили параметры проекта, требования к участникам, преимущества проекта, а именно:
- Сохранение качества и безопасность агропромышленной продукции
- Государственная поддержка импортеров
- Устойчивость и регулярность поставок
- Скорость поставок (упрощенный таможенный коридор)
- Стабильность цен вне зависимости от сезона
- Прозрачность цепи поставок
Рустем Салахутдинов, Генеральный менеджер центрального филиала ГТК «Русмарин», перечислил в докладе самые частые проблемы экспедиторов при организации железнодорожных перевозок. Это бросание поездов, избыток порожних контейнеров, недостаточная оптимизация процессов информирования. Спикер отметил ситуацию сильной перегруженности станций и подчеркнул, что компания согласна с практикой конвенции, но считает, что проблемы с перегруженностью связаны с тем, что станции вводят конвенцию слишком поздно.
Следом за открытым диалогом состоялась Дискуссионная сессия: «Мировая и отечественная отрасль грузовых авиаперевозок: 5 лет в зоне турбулентности».
Павел Авраменко, операционный директор ATC, Обратил внимание на передел структуры авиаперевозок Россия-Китай. Так, до 2022 года на рынке грузоперевозок из Китая в Россию наблюдался диспаритет в пользу российских компаний. В 2022 году ситуация кардинально изменилась – к началу текущего года можно констатировать диспаритет в пользу китайских компаний. Сейчас по направлению из Китая только в Москву китайские компании выполняют порядка 80 рейсов в неделю, а российские – только 20.
С докладом на тему «Отечественная авиаперевозка грузов: пятилетка турбулентности и перспективы развития» выступил Георгий Баутин – Руководитель Дирекции управления транспортом Почта России. По итогам 2024 года в парке отечественных авиакомпаний осталось менее 10 магистральных узкофюзеляжных грузовых воздушных судов, способных без ограничений выполнять рейсы за пределы России. Эксперт предостерег о рисках отсутствия конкурентного отечественного флота, способного выполнять без ограничений рейсы на МВЛ.
Деловую программу в Главном зале продолжила Кейс-сессия «Как иностранные компании теперь работают с Россией. Из первых рук. Версия 2.0».
Александр Галкин, Директор по Продажам TRANSIT LLC, презентовал доклад «Логистика Россия-Китай: маршруты и возможности». В выступлении спикер представил свой прогноз по грузоперевозкам на 2025 год. Так, возможное восстановление спроса начнется со второго квартала. В случае роста рынка возможно повторение сценария 2024 года, а именно дефицит мест на морских линиях, дефицит фитинговых платформ и контейнеров. Также среди возможных перспектив: рост спроса на LCL импорт и высокая конкуренция и оптимизация тарифов из-за снижения объемов грузов в первой половине года.
В своем докладе Александр Пьянков, Директор по развитию Рускон, представил свое мнение: Международный коридор «Север-Юг» сможет перемещать значительные объемы грузов в Индию вряд ли ранее 2027-2028 гг., это нужно учитывать при среднесрочном планировании перевозок. В такой ситуации экспортеры будут вынуждены в большей степени сохранять и/или увеличивать объемы погрузки через порты Новороссийск и Санкт-Петербург.
Финальным мероприятием деловой программы в Главном зале стала Итоговая стратегическая сессия: «Рынок грузоперевозок и логистики в 2025 году: к какому будущему готовиться?».
С первым докладом выступил Олег Кузьмин – Исполнительный директор, руководитель аналитического управления, главный экономист ИК Ренессанс Капитал. Спикер сообщил об уменьшении открытости российской экономики и изменении внешней торговли – переориентации на Восток, усилении дефицита кадров.
Прогнозы на 2025 год в своем выступлении представил Алексей Кравченко, Коммерческий директор ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт». По словам спикера «За 2 месяца 2025 года контейнерный рынок поменялся кардинально. Если в середине 2024 года порядка 200 тыс. 40-футовых контейнеров находилось в московском узле, то сейчас контейнеры заканчиваются. Это значит, что рано или поздно экспортные ставки начнут расти вверх».
5-я отраслевая конференция «Логистика в электронной коммерции»
19 марта прошла сессия «Эффективность логистики в e-com на максимум». Алексей Жуков, коммерческий директор iQBee и модератор сессии отметил, что за последнее время сфера e-com в России претерпела драматические изменения. Сегодня более 80% всех заказов приходится на две компании: Wildberries и Ozon. Эксперт акцентировал внимание на то, что большинство селлеров на этих платформах не относится к крупному бизнесу.
Выступление Александра Русакова, операционного директора CDEK.Shopping, было посвящено доставкам из-за рубежа. По его словам, в ТОП-3 категорий по числу заказов в CDEK.Shopping за 2024 год вошли обувь – 27,35%, одежда – 18,28% и парфюмерия – 10,65%. ТОП-3 стран по количеству заказов представили Китай (24,80%), США (23,80%) и Германия (16,20%).