Новые правила допуска судов, следующих из иностранных портов в российские, введенные с 21 июля, в моменте привели к простою части флота на рейде в ожидании разрешения на подход к причалу, сообщили РБК в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Поскольку концепция морской перевозки заключается в аренде судна, рост сроков обработки флота наряду с иными рыночными факторами повысил стоимость фрахта и издержки на бункеровку.
Так, ставки фрахта нефтяных танкеров на маршрутах в Индию и Китай в среднем увеличились на 8,3% за неделю с 21 по 27 июля по сравнению с предыдущей неделей, рассказал директор ЦЦИ Роман Соколов. Это произошло, несмотря на падение нефтяного экспорта на 25% в этот же период. За неделю с 28 июля по 3 августа ставки на индийском направлении замедлили рост, но прибавили 2,7–3,3% в портах Балтики (до $8,8–9,2 за баррель) и 3,6–4% в Новороссийске (до $7–7,7 за баррель). По китайскому направлению наибольший рост за отчетную неделю показали ставки фрахта на Балтике — на 4,2% (до $11,5 за баррель), следует из данных ЦЦИ.
Указ президента Владимира Путина от 21 июля предписывает, что суда, следующие из иностранных портов, могут заходить в российские только с разрешения капитана морского порта, согласованного с должностным лицом органа Федеральной службы безопасности (ФСБ). До этого правила захода судов в российские порты определялись приказом Минтранса, а особый порядок прибытия судов из-за рубежа применялся в случаях, когда у порта смежная с военно-морской базой акватория.
Изменения направлены на усиление мер безопасности в акватории российских морских портов на фоне серии инцидентов со взрывами на танкерах.
Помимо разрешения от ФСБ, новые правила допуска судов предписывают проведение обязательного водолазного осмотра, прежде чем судну позволят встать под погрузку, добавляет Соколов.
В пресс-службе Минтранса заверили РБК, что новые требования судозахода не повлияли на деятельность российских экспортеров: «Погрузка в морских портах осуществляется в плановом режиме, ситуация в акваториях стабильная».
Краткосрочный рост цен на судовое топливо, который произошел в последние несколько недель, обосновывается увеличением расхода топлива судами из-за простоя на рейде, курсовыми рисками, потенциалом срыва условий по экспортным поставкам и риском недополучения доходов от использования портовой инфраструктуры и портовых услуг, считает Виктория Трифонова, эксперт аналитического центра «Яков и Партнеры». По ее мнению, продолжительность такого скачка будет зависеть от скорости адаптации судовладельцев к новым правилам.
В целом стоимость транспортировки нефти из России без учета внутренней логистики в зависимости от ценовых изменений на рынке и величины дисконта уже составляет 9–15% от итоговой цены реализации. При растущей цене бункеровки, которая как минимум составляет 10% от стоимости фрахта, нагрузка на экспортеров будет увеличиваться, заключает Трифонова.