Ключевым вопросом обсуждения стала реализация западного маршрута проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», сообщает правительство России. Российскую сторону представляет вице-премьер Алексей Оверчук, азербайджанскую – вице-премьер Шахин Мустафаев, а иранскую – министр транспорта и городского развития Фарзане Садек.
«В ходе встречи [Оверчук] подчеркнул важность совместных решений по созданию комфортной и бесшовной среды для перевозчиков, экспортеров и импортеров в рамках развития западного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг», – говорится в сообщении российского правительства. По данным ФТС России, с января по июнь через российско-азербайджанскую границу прошло 176 761 транспортное средство международной перевозки. Это больше, чем в январе – июне 2024 г., на 10%. Грузооборот через границу за первое полугодие 2025 г. вырос на 13% до 6,8 млн т.
По словам Оверчука, после завершения реконструкции трех автомобильных пунктов пропуска их общая пропускная способность составит 3000 грузовиков в сутки. Реализуются обходы Астрахани, Махачкалы, Дербента и Хасавюрта. Россия переводит участок железной дороги Дербент – Самур – граница на переменный ток и строит пункт пропуска «Дербент». В конце 2024 г. с Азербайджаном подписано межправсоглашение о сотрудничестве по развитию транзитных перевозок по МТК «Север – Юг».
Иранский участок МТК «Север – Юг» является наиболее проблемным из-за отсутствия железнодорожного сообщения между Рештом (Иран) и Астарой (Азербайджан). Из-за этого товары приходится перегружать на автотранспорт. Предстоит решить также вопрос совместимости иранской и «русской» колеи. «Для повышения привлекательности западного маршрута МТК «Север – Юг» нам важно формировать гармонизированную транспортную инфраструктуру России, Азербайджана и Ирана», – заявил Оверчук.