В конце сентября 2025 года привычная для тысяч российских предпринимателей схема поставок из Китая дала сбой. Сотни грузовиков, перевозящих товары для маркетплейсов на миллиарды рублей, застряли на границе России и Казахстана. Задержки, которые изначально списывали на «технические сбои», переросли в полномасштабный коллапс, парализовав основной канал так называемого «серого» импорта.
Эпицентром проблем стал транзит через Казахстан, который годами служил ключевым маршрутом для карго-перевозок — упрощенной схемы доставки сборных грузов. Ее популярность была обусловлена низкой ценой ($2-3 за кг) и минимальными требованиями к документации. Однако эта модель всегда работала в «серой» правовой зоне, чем и привлеклa пристальное внимание регуляторов.
По данным участников рынка, с 10 октября «серый» импорт через Казахстан был фактически полностью остановлен. Машины задерживают как на въезде в РФ, так и уже на территории России, в частности, в Самаре. Официальная причина не названа до сих пор, что породило в бизнес-сообществе несколько версий, от борьбы с ввозом санкционной продукции двойного назначения до целенаправленной кампании по «обелению» импорта для пополнения бюджета за счет таможенных пошлин.
Проблема «серого» карго в его непрозрачности. В одной фуре могут ехать легальные кухонные контейнеры одного предпринимателя и незадекларированная электроника другого. При досмотре задерживают всю партию, и добросовестный селлер становится заложником ситуации, не имея на руках юридических инструментов для защиты своего товара.
Кризис заставил бизнес экстренно искать альтернативные маршруты, такие как доставка через Уссурийск или более дорогие TIR-перевозки. Однако все они либо значительно дольше, либо дороже. В этой ситуации единственной стратегической альтернативой становится переход на полностью легальную, «белую» схему ввоза с полной уплатой налогов и таможенным оформлением.
Эксперты сходятся во мнении, что текущий кризис — это не временное явление, а начало тектонических сдвигов на рынке. Государство последовательно движется к полной прозрачности импортных операций. По прогнозам, уже в 2026 году будут введены новые меры, которые сделают «серый» импорт практически невозможным:
Интеграция ФТС, ФНС и маркетплейсов: Для продажи товара на онлайн-площадках потребуется обязательное указание номера декларации на товары. Отсутствие документа приведет к блокировке карточек товара.
Ужесточение правил ввоза из ЕАЭС: Для транзита через страны союза, включая Казахстан, может потребоваться предоплата НДС и предварительная регистрация контрактов.