Российские грузоперевозчики и продавцы рассказывают о недобросовестной конкуренции со стороны китайских компаний. Это, по их словам, в первую очередь связано с нелегальными схемами.
Обратившийся в редакцию подмосковный бизнесмен Евгений много лет возит из Китая спортивные товары. Бизнесмен винит резко выросшую конкуренцию со стороны китайских компаний, которую российские поставщики проигрывают. Иностранцы возят сюда точно такие же товары, только цены у них на порядок ниже. Евгений объясняет почему:
«Я завожу товар маркированный, везу «в белую» как положено, все пошлины, все налоги — все уплачено. Китайцы завозят товар по своим «серым» схемам. Маркировку они обходят каким-то образом. Товар маркированный, но маркировка эта не бьется. Китайцев становится все больше и больше. Даже на дорогах встречаются фуры с китайскими номерами. Сейчас они уже просто на наших дорогах — китайские автомобили здоровые. Я езжу по Московской области, фуры я видел в Московской области».
Китайские компании могут себе позволить сбрасывать цены по нескольким причинам. Начиная с того, что ставка Центробанка КНР — 3% и взять фуру в кредит или лизинг там намного дешевле, чем у нас. И заканчивая тем, что, судя по рассказам бизнеса, китайцы не особо соблюдают российские правила.
Китайских перевозчиков и раньше было много, но экспансия началась весной, когда Россия и КНР взаимно упростили визовый режим. Если до этого годовую визу со сроком пребывания до 30 дней за одну поездку могли получить только дальнобойщики из приграничных районов, то теперь — все.
Еще перевозчики не раз жаловались, что китайские компании не платят сборы по системе «Платон». По пути домой берут внутренние российские грузы. Вообще-то, иностранным компаниям это запрещено по закону. Но проблема решаема, уверяет операционный директор и младший партнер компании «Агрокарго» Виталий Данилин.
Зато в КНР, по словам бизнесменов, правила для российских водителей соблюдают очень строго. Например, если нашего дальнобойщика оштрафовали, то выехать из страны он не сможет, пока не заплатит.