Как следует из обзора Центра ценовых индексов, снижение морских экспортных нефтяных поставок к предыдущей неделе составило 12,7%. Основное сокращение пришлось на порт Приморск, где отгрузки сократились более чем на 70%. В Новороссийске в середине ноября отгрузки также приостанавливались из-за инцидента в порту.
Аналитики связывают падение экспорта с перестройкой логистики после санкций США против ЛУКОЙЛа и «Роснефти». На фоне ограничений крупнейшие покупатели российского сырья — Китай и Индия — увеличили закупки нефти с Ближнего Востока и из Атлантического региона.
Одновременно растут ставки фрахта: стоимость перевозки нефти из Новороссийска в Западную Индию за неделю увеличилась до $8,6 за баррель, а тарифы на маршруты из Азово-Черноморского бассейна — до годовых максимумов. Участники рынка отмечают снижение доступного тоннажа, особенно среди греческих судовладельцев, традиционно перевозивших российскую нефть.
По оценке экспертов, дальнейшая динамика экспорта будет зависеть от восприятия импортерами санкционных рисков.