Реализации одной из основных задач Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе – развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры – способствует планируемое строительство железнодорожного мостового перехода через реку Амур в населенном пункте Нижнеленинское (Еврейская автономная область), расположенном в зоне ответственности Биробиджанской таможни. Мост длиной 2300 метров должен связать российскую сторону с китайским городом Тунцзян (провинция Хэйлуцзян). Между Правительствами двух стран - России и Китая подписано Соглашение о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода.
Сейчас все предпроектные изыскания завершены, определены земельные участки под строительство причальной стенки пункта пропуска «Нижнеленинский» и железнодорожного мостового перехода, ведется разработка проектно-сметной документации. Строительство трансграничного железнодорожного перехода планируется начать уже в этом году, а первые составы должны пойти по нему уже в 2012 году. По прогнозам проектно-изыскательного института «Дальгипротранс» предполагаемый объем перевозок по новому мосту к 2015 году достигнет 20 млн. тонн. И в российскую, и китайскую стороны будут транспортироваться нефтепродукты, металлургическая продукция, продукция легкой и пищевой промышленности, лес, строительные материалы и многое другое. С вводом в эксплуатацию моста будут ликвидированы сезонные простои в работе пункта пропуска, что, несомненно, положительно отразится на результативности деятельности Биробиджанской таможни.
Кроме места расположения железнодорожного моста, в целях обеспечения перевозки через него внешнеторговых грузов проектируется установление в районе населенного пункта Нижнеленинское железнодорожного пункта пропуска. Представители правоохранительных и других исполнительных ведомств согласились с предлагаемой ОАО «Дальгипротранс» схемой расположения железнодорожного пункта пропуска с размещением основного сортировочного погрузо-разгрузочного контейнерного узла, пункта углубленного досмотра и таможенного оформления в пределах железнодорожной станции «Ленинск» с учетом ее расширения. Специальную досмотровую площадку погранично- таможенного контрольного поста с соответствующим оборудованием решено разместить в месте строительства моста.
Прорабатывается также вопрос о целесообразности размещения таможенно-логистического терминала (ТЛТ) в непосредственной близости от строящегося железнодорожного моста и существующего автомобильно-речного пункта пропуска «Нижнеленинское». По своей сути ТЛТ – это складской комплекс, расположенный в некотором удалении от пункта пропуска и позволяющий осуществлять хранение и перевалку товаров с одновременным переносом ряда процедур таможенного контроля из пункта пропуска в ТЛТ. В Еврейской автономной области потенциальным местом возможного размещения ТЛТ является площадка недалеко от существующего смешанного пункта пропуска «Нижнеленинское». Создание ТЛТ позволит не только повысить эффективность таможенного администрирования, но и сократить сроки проведения таможенных формальностей непосредственно на границе, исключить необоснованные простои и задержки транспортных средств, а также расходы участников внешнеэкономической деятельности.
Пресс-служба ДВТУ