Москва намерена использовать все доступные политико-дипломатические инструменты для предотвращения актов морского терроризма на евразийском пространстве и обеспечения международной безопасности на море. Такая позиция была озвучена МИД РФ в ответах на вопросы в преддверии итоговой пресс-конференции Сергея Лаврова по работе дипломатии в 2025 году.
В ведомстве подчеркнули, что актуальность этой задачи продолжает расти. В качестве примера был приведен подрыв газопроводов «Северный поток» в Балтийском море более трех лет назад. В МИД РФ выразили недоумение версией, будто диверсию такого масштаба могли совершить «дайверы-любители» без поддержки государственных структур. Несмотря на то, что западные страны публично обвиняют в этом граждан Украины, в Москве отмечают отсутствие осуждения Киева, который, по словам российского внешнеполитического ведомства, регулярно прибегает к террористическим методам.
Россия настаивает, что подобная операция требует ресурсов, доступных лишь спецслужбам крупных государств, и полна решимости добиться справедливости через полноценное международное расследование, в том числе в СБ ООН.
Параллельно в МИД выразили озабоченность участившимися действиями, создающими искусственные угрозы для морской торговли. Эти шаги, как полагают в Москве, являются развитием практики односторонних принудительных мер — инструмента, который западные страны, прежде всего ЕС, используют для навязывания своих политических установок.
В ведомстве напомнили, что такие меры противоречат международному праву. Их использование для маркировки судов как принадлежащих к «теневому флоту» (термин без международного признания) расценивается как беспрецедентное посягательство на свободу судоходства даже в международных водах, что нарушает базовые нормы Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.