Участники рынка железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов разрабатывают ряд мер, которые должны помочь им в конкурентной борьбе с автомобильными перевозчиками. В минувшем году объём перевозок скоропортящихся грузов (с учётом транзита) составил 6,5 млн тонн. Учитывая тот факт, что ежегодно объёмы падают, перед участниками рынка стоит вопрос об элементарном сохранении этого вида бизнеса. Причин у негативного тренда несколько. Например, импортозамещение приводит к постоянному падению объёма мяса, ввозимого в страну. А ряд грузов уходит на автотранспорт в силу демпинга и более качественного сервиса со стороны перевозчиков. В результате уже сейчас 60% парка ОАО «Рефсервис» простаивает, заявил вчера на международной конференции «Логистика перевозок скоропортящихся грузов и других товаров народного потребления» глава этой компании Павел Иванкин. Большинство видов скоропортящихся продуктов предъявляется к перевозке небольшими партиями – от 7 до 20 тонн. Исключение составляют рыбные грузы и импортные продукты, поступающие через морские порты. Перевозки достаточно сезонные, неравномерные, почти отсутствует обратная загрузка, мало современных складов, слишком медленно развиваются контейнерные перевозки. К тому же клиентов отпугивает и отсутствие контроля качества перевозки. После принятия федерального закона «О техническом регулировании» изготовитель сам определяет условия и сроки хранения и транспортировки продукции и, как следствие, самостоятельно выбирает вид транспортного средства для перевозки. В результате единое нормативное регулирование перевозок пищевых продуктов заменяется частным регулированием, и никаких гарантий, что груз придёт надлежащего качества, у грузополучателя нет. Все эти проблемы, по мнению участников рынка, формулируют три ключевые задачи: улучшение сервиса (включая обновление подвижного состава, срок эксплуатации которого зачастую приближается к критическому), выработка на рынке новых правил игры и формирование благоприятной тарифной политики. Для повышения экономической эффективности перевозок первый вице-президент ОАО «РЖД» предложил совершенствовать методики управления парками независимо от формы собственности, а также использовать бесперегрузочные транспортные технологии совместно с портами и операторами логистических комплексов.
Гудок