Вопрос о коротком пути в Китай через Алтай по железной дороге поднимался с советских времен, но дальше планов это никуда не ушло, так как стоимость проекта была космической. Но в «РЖД» о нем не забыли. Накануне глава «РЖД» Олег Белозеров встретился по этому поводу в Москве с врио губернатора Республики Алтай Олегом Хорохординым.
Впервые о планах «РЖД» по строительству железной дороги в Китай через алтайские горы рассказал в 2017 году на Всероссийском съезде железнодорожников заместитель главы холдинга Александр Мишарин. Речь шла о высокоскоростной магистрали «Евразия», которая соединит ВСМ России и Китая.
Как рассказывал Александр Мишарин на съезде, есть три варианта маршрута «Евразии». От границы с Белоруссией до Челябинска они совпадают. Далее один из маршрутов уходит в Казахстан. Второй вариант идет по Транссибу до Забайкалья. Но самый интересный — дорога через Горный Алтай.
Строить такие дороги в горах — реально. Тибетский опыт Китая тому пример. Самым сложным элементом реализации проекта железной дороги через Горный Алтай станет создание двух 20-километровых тоннелей в горах: китайского и российского.
Новая железная дорога пройдет через Курган, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск и Урумчи. Время в пути между теми же Омском и Новосибирском, Новосибирском и Барнаулом существенно сократиться, так как поезда будут мчаться по ВСМ со скоростью 360 км/час. Всего за сутки можно будет доставить груз из Западного Китая в Восточную Европу, а за двое суток — из Восточного Китая к побережью Атлантического океана. Необходимость в более дорогих авиаперевозках существенно снизится.
Когда грузопоток будет пущен по новому направлению, появится возможность для реконструкции большого участка Транссиба.
Дорога очень важна и для экономики Горного Алтая, так как помимо увеличения турпотока, она существенно увеличит грузопоток. Сейчас основной вариант логистики для доставки грузов в республику — автомобильный. Открытие железнодорожного сообщения значительно снизит стоимость многих необходимых Горному Алтаю товаров. Прежде всего, угля. В обе стороны можно будет доставлять алтайские сельскохозяйственные грузы. Если «Евразия» все же будет проложена через Горный Алтай, это привлечет в экономику республики дополнительные инвестиции, создаст новые рабочие места.
Самым важным сейчас становится поиск финансирования. В «РЖД» планируют привлечь частные инвестиции, в том числе деньги китайских и немецких компаний. Из бюджета потребуются совсем небольшие средства — в том случае если государство предоставит холдингу нулевую ставку на имущество.
Если деньги будут найдены и решение о строительстве ВСМ будет принято, то реализовать проект, по словам вице-президента «РЖД», можно будет уже к 2030 году.