В связи с принятием пятого пакета санкций ЕС в адрес субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь, которые включают запрет для любого автотранспортного предприятия России и Беларуси на перевозки грузов по территории Евросоюза (в т.ч. транзит), на направлении перевозок в/из Европы резко снизились провозные возможности.
Если груз не входит в оговоренный Регламентом ЕС перечень товаров, в отношении которого компетентные органы государства-члена ЕС могут дать разрешение на перевозку по территории Евросоюза автотранспортным предприятием, учрежденным в России или Беларуси, то на сегодняшний день на направлениях:
- ЕС–РФ, ЕС–РБ и РФ–ЕС, РБ–ЕС;
- Сербия–РФ, РФ–Сербия;
- ЕС–страны Центральной Азии;
остаются еще такие схемы доставки:
- Прямая доставка автомобильным транспортом перевозчиков стран ЕС, Казахстана, Сербии.
- Автомобильная перевозка в «два плеча» перевозчиком страны ЕС (по территории ЕС) и перевозчиком РФ и РФ (по территории России и Беларуси) с перегрузкой на границе.
- Автотранспортная перевозка транзитом через Турцию.
- Перевозка железнодорожным транспортом.
- Комбинированная перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта.
- Комбинированная перевозка транзитом через Турцию с использованием морского и автомобильного транспорта.
Как говорят специалисты компании TELS GLOBAL, доступные на текущий момент решения не могут в полной мере возместить утраченные провозные возможности, и их нельзя считать системными.
Компетентные органы государства-члена ЕС могут разрешить российским и белорусским транспортным компаниям перевозку грузов по территории Евросоюза в следующих случаях:
- покупка, импорт или транспортировка в Союз природного газа и нефти, в том числе продуктов нефтепереработки, а также титановой, алюминиевой, медной, никелевой, палладиевой и железной руды;
- покупка, импорт или транспортировка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения, импорт, покупка и транспортировка которых разрешены в соответствии с настоящим Регламентом;
- гуманитарные цели;
- функционирование дипломатических и консульских представительств Союза и государств-членов в России или Беларуси, в том числе делегаций, посольств и представительств, международных организаций в России или Беларуси, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом;
- передача или вывоз в Россию культурных ценностей, предоставленных во временное пользование в рамках формального культурного сотрудничества с Россией.