Церемония прошла с помощью телемоста из студий в Москве, Владивостоке, Пекине, площадок Благовещенска и Хэйхэ.
В ней удаленно приняли участие вице-премьер, полпред президента России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, заместитель премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, министр транспорта России Виталий Савельев и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
На площадках на обоих берегах присутствуют губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов.
«Поехали», - сказал по-русски Хуа Чаншэн, дав старт движению.
Василий Орлов сообщил, что средняя стоимость проезда по мосту Благовещенск-Хэйхэ для одного автомобиля составит 8700 рублей, а когда мост себя окупит, она станет ниже.
Глава Минтранса В. Савельев отметил, что открытие моста позволит нарастить объем грузооборота до миллиона тонн грузов в год.
По словам Ху Чуньхуа, «открытие моста свидетельствует о готовности и уверенности в углублении комплекса взаимодействия». «Китайская сторона готова использовать возможности запуска перехода, предоставлять более качественные логистические услуги. Общими усилиями мы превратим мост в мост дружбы, сотрудничества», - сказал заместитель премьера.
По мосту через пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» пошли первые грузовые автомобили – в Китай отправились восемь российских тягачей автопарка ООО «Газпром гелий сервис», работающие на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе.
С китайской стороны также въехали восемь грузовиков. Они везут в Россию автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования.
Строительство трансграничного перехода Благовещенск-Хэйхэ через Амур началось в декабре 2016 года в Благовещенском районе Амурской области и велось одновременно с двух берегов. Открыть мост планировали в ноябре 2020 года, но из-за сложной эпидемиологической ситуации запуск объекта пришлось перенести.
Строительство моста обошлось в 19 миллиардов рублей, из которых 14 миллиардов вложены на российской территории. Длина моста - 1080 метров. Он двухполосный, общая ширина проезжей части – 11 метров. Сам мост от пролета до пролета – 18,2 метра. Общая протяженность мостового перехода – около 20 километров. Сюда входят шесть километров дороги в Китае и 13 километров подъездных путей на территории России, в которых еще 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую.
Согласно техническому заданию, по мосту каждый день смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых машин.