Программой Форума, выстроенного как диалог-интервью представителей бизнеса, власти и медиа предусматривалось по три вопроса в адрес каждого из 15 спикеров, которые задавали постоянная ведущая радио «Комсомольская правда» Елена Афонина и модератор - руководитель Комитета по внедрению маркировки на промышленных предприятиях «Original Group» Юлия Соловьева.
Торгово-промышленную палату представлял вице-президент Дмитрий Курочкин. Отвечая на вопрос об отношении ТПП РФ к процессу внедрения маркировки на потребительском рынке нашей страны, Дмитрий Курочкин подробно рассказал о поддержке Палатой мер по очищению отечественного потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции и отметил особую роль общественных формирований Палаты и ее членских организаций в выстраивании прямого диалога предпринимательского сообщества, органов власти и компании оператора в процессе внедрения системы маркировки. Он также положительно оценил гибкость законодательных и исполнительных органов власти в вопросе переноса сроков внедрения маркировки в отдельных отраслях потребительского рынка до их полной готовности к данному процессу.
Отвечая на заключительный вопрос о видении Торгово-промышленной палатой России дальнейшего процесса внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, вице-президент озвучил консолидированную позицию, выработанную представителями предпринимательского сообщества на площадке ТПП РФ:
- Разработать критерии определения целесообразности внедрения цифровой маркировки в новых группах товаров по результатам экспериментов, исходя из уровня готовности бизнеса и системы оператора, а также объемов затрат участников рынка. В ходе экспериментов отрабатывать синхронность работы во всех звеньях товаропроводящей сети, особенно для малого предпринимательства.
- Детально проработать необходимость для специфических групп товаров дополнительных критериев: качественных, количественных, наличия товаров низкой стоимости, малых размеров и т.п.
- Разработать дифференцированный подход к определению стоимости кодов маркировки в случае социально значимой продукции.
- Предусмотреть возможность оказания мер финансовой поддержки как отдельным категориям участников внедрения цифровой маркировки, так и оператору с целью повышения уровня работы его системы поддержки (организационное, технологическое, коммерческое).
- Ввести соразмерность ответственности для участников товаропроводящей цепи при незначительных нарушениях, особенно на начальных этапах внедрения цифровой маркировки.
- Предусмотреть ответственность Оператора за сбои в работе системы, приводящие к простою, срывам поставок, убыткам участников оборота товаров.
- Гармонизировать все существующие системы прослеживаемости товаров (ЕГАИС, «Меркурий», ГИС МТ) и готовящуюся к запуску с 1 января 2021 года в России национальную систему прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС, по принципу «одного окна» для всех участников рынка.
- Разработать принципы синхронизации и единства концепции системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза.
- В связи со сложной экономической ситуацией, связанной с ограничительными мерами, введенными из-за пандемии коронавируса, ТПП РФ предлагает перенести сроки введения маркировки в новых товарных группах на 2022 год.