Четыре года назад в результате реорганизации таможенных органов две арктические таможни – Мурманская и Архангельская объединились, и теперь у них один день рождения на двоих. Периоды становления каждой насчитывают сотни лет, но исторические пути этих таможен нередко переплетались.
Таможенное дело на Мурмане ведёт отсчёт с 1582 года, когда первый Кольский воевода Палицын Аверкий Иванович устроил в Коле Гостиный двор, установил торговые весы и ввёл таможенный сбор, а при входе в бухту Цып-Наволок полуострова Рыбачий появилась таможенная застава.
1 апреля 1585 года вышла царская грамота о денежных сборах таможенной избы города Архангельска, а в царской Двинской таможенной грамоте 1588 года перечисляются первые архангельские таможенники. В 1620-х годах в Архангельске построены деревянные Гостиные дворы – Русский и Немецкий «для складки товаров», где была таможня с помещением для взвешивания.
В 1916 году на территории Кольского полуострова был образован Мурманский таможенный надзор, куда на время зимней навигации прикомандировывались сотрудники Архангельской таможни. И только в 1919 году была учреждена Мурманская таможня как самостоятельный таможенный орган.
В годы Великой Отечественной войны обе таможни, в числе немногих по стране, продолжали напряжённо работать. Главной задачей тогда был пропуск грузов, поступающих из-за границы по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста. Однако даже в военные годы актуальной оставалась борьба с контрабандой.
В настоящее время регион деятельности Мурманской таможни включает территорию Кольского полуострова, Архангельской области и Ненецкого автономного округа, в структуре 12 таможенных постов. Сотрудники таможни осуществляют фактический таможенный контроль на морском, сухопутном и воздушном участках границы.
Порт Мурманск незамерзающий и обеспечивает прямой выход к океану, что позволяет вести круглогодичную навигацию и транспортировку грузов по разным направлениям.
Морские порты Мурманска и Архангельска являются ключевыми Северного морского пути, который удобен не только для транспортировки экспортно-импортных и генеральных грузов, но и как важный логистический канал внутри России.
В регионе Мурманской таможни реализуется ряд крупных инвестиционных и промышленных проектов по развитию Мурманского транспортного узла, осуществлению морских контейнерных перевозок, комплексному обслуживанию рыбопромыслового флота, модернизации портовой и аэропортовой инфраструктуры.
Мурманская таможня, как на Кольском полуострове, так и в Архангельской области, встроена во все проекты как на стадии консультаций при их разработке, так и на стадии фактического контроля в период реализации.