Премьер-министры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 11 декабря на завершающем в этом году заседании межправсовета обсудили способы дальнейшей интеграции в рамках «пятерки». В том числе — стимулирование инноваций для наращивания поставок не только сырьевой, но и высокотехнологичной продукции. Обсуждалось и особо актуальная для РФ тема «обеления» взаимной торговли — согласованы направления развития системы прослеживаемости товаров.
Само заседание стало подведением итогов белорусского председательства в ЕАЭС.
В 2026 году этот статус перейдет к Казахстану.
Кроме подведения предварительных итогов премьеры наметили дальнейшие шаги интеграции стран «пятерки». Как сообщили в ЕЭК, согласованы направления развития системы маркировки товаров. В частности, планируется скоординировать подходы к исключению возможности маркировки товара с неподтвержденной легальностью импорта или производства, а также не соответствующего техрегламентам ЕАЭС.
Некоторые вопросы, также связанные с «обелением» торговли, по данным «Ъ», в закрытой части заседания урегулировать не удалось.
Одним из конфликтных вопросов стал контроль за ввозом автомобилей. Как пояснил «Ъ» источник, знакомый с обсуждением, Казахстан предлагал запретить ввозить машины, купленные физлицами на электронных аукционах, а также по копиям сертификатов безопасности транспортных средств. Это вызвало жесткие возражения киргизской стороны, применяющей такой ввоз и отметившей, что это разрушает интеграцию в союзе. Вопрос в итоге будет обсуждаться на уровне президентов.
Также, по словам собеседника «Ъ», не был принят доклад о работе по унификации индикаторов риска занижения таможенной стоимости в отношении «налогоемких» (то есть наиболее дорогих) товаров, ввозимых из третьих стран,— он вызвал возражения у киргизской стороны. Такая работа ведется с 2024 года для пресечения занижения или уклонения от уплаты ввозных пошлин, сейчас унификацией охвачены более 1,5 тыс. товаров. Более общие перспективы интеграции возражений не вызвали.