Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Статьи

Как избежать потери рыночных позиций с помощью статистики внешней торговли?

Забота о сохранении рыночной позиции напрямую связана с необходимостью измерения ее показателей. Для этих целей существует такое понятие, как доля рынка.
г.

Забота о сохранении рыночной позиции напрямую связана с необходимостью измерения ее показателей. Для этих целей существует такое понятие, как доля рынка.

Однако в целях правильного толкования доли рынка в экспортной или импортной торговле необходимо понимать, что этот параметр определяется отдельно по каждой из пяти возможных групп участников. В случае экспорта – по экспортёрам и зарубежным покупателям. В случае импорта – по импортёрам, поставщикам и производителям иностранных товаров. Практика показывает, что наиболее важными параметрами для анализа конкурентной среды внешнеторгового рынка являются доли фигурирующих на нем производителей.

Отслеживать и сохранять долю рынка как никогда важно в период экономических перемен. Статистика внешней торговли сегодня очень часто демонстрирует падающие тренды. При этом как бы низко не упал рынок, он даже в своей самой нижней точке будет иметь какое-то значение. И если в этот момент доля рынка у компании будет сохранена, то в последующий период восстановления компания сможет преобразовать свои рыночные проценты в быстро растущие доходы.

В стабильные периоды рыночные перепады в 15 -20 % - это уже значимый результат. Сегодня же мы видим, что какие-то позиции падают почти на половину, а какие-то, как это ни удивительно, растут в разы.

Структурные сдвиги импорта автомобильного и мпециального транспорта, 2 кв. 2010г.

Товарная позиция Прирост к 2кв. 2009г.
2.Грузовики +113,5%
4.Прицепы и полуприцепы +136,1%
5.Машины для бурения грунта -59,3%
6.Тракторы +110,7%
7. Машины сельскохозяйственные +70,1%

Допустим, являясь участником внешнеторгового рынка (например, поставщиком машин для бурения грунта), вы не заметили его падения. Это означает только то, что темпы развития вашего предприятия выше рыночных, и доля присутствия на рынке растет. В этом случае незнание ситуации ничем не грозит. Если же вы не имеете данных о росте рынка, значит, вы серьёзно сдали свои конкурентные позиции.

Рассмотрим пример. Допустим, ваш товарооборот – 50 тыс. $, а доля рынка - 5%. Если рынок вырастает вдвое, а вы оказались в стороне от этого процесса, то простые вычисления с данными статистики внешней торговли показывают, что теперь вы владеете …..только 2,5 процентами рынка. Как видно из графика, такие факты роста рынков сегодня имеют место, они вполне реальны. Если взглянуть внутрь отрасли, сконцентрировавшись на отдельной узкопрофильной нише (например, на ввоз только новых или только на б/у полуприцепов), то рыночные всплески здесь оказываются ещё значительнее. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице.

Примеры точек роста импорта отдельных видов прицепов и полуприцепов, 2 кв. 2010г.

Название Импорт за 2 кв. 2010, млн. $ прирост к 2 кв. 2009 Кол-во импортёров за квартал Страна-лидер продаж Доля страны в импорте,%
Новые полуприцепы с массой от 15 т и длиной от 13,6м 16,7 +255,7% 92 Германия 59,3
Б/у полуприцепы с массой от 5 т и длиной от 13,6м (возраст от 7 лет) 20,2 +245,0% 143 Германия 44,6
Б/у полуприцепы и прицепы и полуприцепы (возраст менее 7 лет) 1,8 +229,0% 55 Германия 35,9

Согласитесь, что подобные ситуации упускать из виду недопустимо. В противном случае это может привести к потере собственных позиций.

Возможно, кто-то скажет: ну произошел какой- то всплеск, факт этот – дело короткого времени. Просто разовая сделка прошла, и всё. Плохая новость заключается в том, что для отдельных импортёров и экспортёров это ещё не самый тяжелый случай. Тревожнее обстоят дела для тех, кто упустил не только рыночный всплеск, но и не догадывается о том, что рынок продолжает стабильно набирать обороты. Наше двухлетнее наблюдение за растущими экспортными и импортными рынками убедило нас в немалом количестве подобных явлений. Точки роста существуют и по полгода, по году и даже более. Вот пара примеров из различных сфер бизнеса:

Таким образом, первая задача по избеганию потерь рыночных позиций – быть «в теме», владеть данными о растущих рынках в своей сфере бизнеса. И это ещё полдела. Главный вопрос стоимостью в миллион – почему растёт рынок? Ответ: потому что кто-то очень успешен, потому что он «набрёл» на спрос. И этот кто-то может быть даже не лидером №1 на сегодня, а компанией, товар которой стал товаром быстро растущего спроса. Ситуация эта всегда связана со значимым изменением конкурентных позиций на рынке. Обратимся к примеру:

Изменение структуры экспорта экскаваторов в 2009 году по отношению к 2008 году, шт.

Название компании доля 2009г. % прирост доли к 2008г. %
1. ОАО ТВЕРСКОЙ ЭКСКАВАТОРНЫЙ ЗАВОД 20,4% -3,1%
2. CATERPILLAR INC. 17,3% 10,8%
3. VOLVO CONSTRUCTION 15,3% 15,3%
4. KOMATSU LTD 11,2% 5,7%
5. ОАО НПК УРАЛВАГОНЗАВОД 5,2% -8,7%

Из графика понятно, что, несмотря на то, что Тверской экскаваторный – лидер рынка, в исследуемый период именно экскаваторы VOLVO CONSTRUCTION стали наиболее привлекательными для покупателей, то есть стали товарами растущего экспортного спроса.

Следующий вопрос – почему? Здесь статистика внешней торговли – помощник в анализе сразу ряда критериев. В зависимости от вида товаров их можно разделить на:

  • технологические параметры
  • контрактные цены
  • логистические решения
  • клиентская ориентация

Все эти параметры могут быть проанализированы специалистами различных служб в компании. На выходе же должно родиться решение о том, за счёт чего мы укрепим свои позиции, сделаем свой товар ещё перспективнее и привлекательнее.

Задача «избежать потери» как задача безопасности бизнеса, безусловно, важна. Но лучше переместить внимание на то, чтобы опережать конкурентов и отрываться от них. А лучший инструмент для измерения темпов роста – это таможенная статистика.

Жанна Мартынова, генеральный директор информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис», эксперт по «точкам роста» во внешней торговле.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 1459
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Страница: Статьи
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha