Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Статьи

Олег Павлов: маркировка - простой и понятный ориентир для покупателей

О контрафакте среди различных категорий товаров, о пользе маркировки для потребителей, а также о том, на что обращать внимание, чтобы не купить поддельный товар рассказал Руководитель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
г.

В России к 2024 году должна быть создана система сплошной маркировки и прослеживаемости товаров - это необходимо для снижения доли нелегальной продукции. Сейчас система маркировки, оператором которой выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), действует в отношении целого ряда товарных групп – это шубы, сигареты, лекарства, обувь, парфюмерия, фотокамеры, шины. Руководитель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов уверен: маркировка является надежным и понятным ориентиром для покупателей, который не только может помочь выбрать качественный товар, но и в некоторых случаях избавить от возможного вреда для здоровья. О контрафакте среди различных категорий товаров, о пользе маркировки для потребителей, а также о том, на что обращать внимание, чтобы не купить поддельный товар О. Павлов рассказал в интервью РИА Новости.

В медийном пространстве можно найти множество новостей о выявлении в России контрафактных товаров, о нелегальных продажах лекарств. Как сейчас обстоит ситуация с контрафактной продукцией в стране?

Олег Павлов: К сожалению, любые исследования, которые проводятся на потребительских рынках - как продовольственных, так и непродовольственных товаров, - показывают наличие и контрафакта, и фальсификата. Причем это касается даже таких важнейших категорий, как лекарства или продукты питания. В частности, если мы исследуем молочную продукцию, то в ней обнаруживается масса нарушений, например, по подмене компонентов животного происхождения растительными. Если мы изучаем минеральную воду - в ней выявляется недостаточная минерализация, недостаточное содержание калия, магния, кальция. В комплексе это приводит к угрозе здоровью граждан. Если мы говорим о поддельных лекарствах, этот вред может проявиться очень быстро, если рассматриваем, например, продукты питания - он может накапливаться. Поэтому, конечно, проблема есть, и она очень серьезная.
Как показывает практика, рынок не в состоянии самостоятельно решить проблему контрафактной продукции. Это логичный расчет: если есть возможность сэкономить на производстве товара - резонно, что многие компании этой возможностью пользуются.

Целесообразно ли, на ваш взгляд, усиление ответственности за производство и оборот контрафактной продукции?

Олег Павлов: В России и за контрафакт, и за фальсификат предусмотрена довольно жесткая ответственность: это штрафы на сотни тысяч рублей, приостановление деятельности, изъятие продукции. Меры ответственности жесткие, однако проблема с выявлением и пресечением оборота сохраняется. Вообще, складывается впечатление, что многие компании просто закладывают возможные штрафы и санкции в себестоимость продукции, в свою бизнес-модель. Конечно, выгоднее заплатить штраф, и при этом не доложить компонент во всю партию продукции.
Поэтому наиболее важным, на наш взгляд, является принятие таких мер, которые, с одной стороны, позволят привлечь как можно большее количество граждан и субъектов к контролю, а с другой - будут иметь превентивный характер. Очевидно, если выявление нарушений продолжается, несмотря на всю жесткость санкций, то сдерживающих факторов недостаточно.

Поможет ли маркировка в борьбе с контрафактом?

Олег Павлов: Да. Ведь как сейчас проходит выбор того или иного товара: предположим, вы хотите купить кроссовки. Вы изучаете форумы, социальные сети, сайты производителей, выучиваете «10 признаков настоящих кроссовок», чтобы не купить в магазине поддельную вещь. Не говоря уже о том, что многие покупают товары через интернет. Маркировка же является однозначным индикатором того, что перед вами настоящий товар именного того производителя, именно той модели, именно того размера, который вы хотели купить, в магазине, где вы хотели купить. То есть это максимальное упрощение выбора для потребителя. У него появляется явный ориентир - простой, понятный, легко проверяемый.
Задача для надзорных органов тоже упрощается. Сейчас в любой сфере, прежде чем выявить контрафакт, проводятся многочисленные исследования, экспертизы, производителям и правообладателям направляются запросы. Но в тех категориях, где есть маркировка, надзорные органы с помощью простых и общедоступных инструментов могут сразу понять, в том ли магазине находится товар, в котором он должен находиться, там ли он произведен, соответствует ли он требованиям. Все эти элементы - само наличие маркировки, информация, которую она несет - существенно, на порядок упрощают контрольные функции государства.

Вы говорили, что некоторые производители готовы к штрафам за нарушения в продукции - как маркировка может повлиять на этот фактор?

Олег Павлов: Сейчас, в случае выявления некачественной продукции, предусмотрены процедуры отзыва товаров. Но представьте: если мы говорим про молочную продукцию, в которой животные жиры заменены растительными - как отозвать ее из всех магазинов, где она продается? Это практически нереально. И это касается какой угодно продукции. А вот маркировка позволяет в режиме реального времени приостановить реализацию всей партии продукции по всей стране по нажатию одной кнопки. Почему: каждый экземпляр продукции поставляется с кодом, каждый - подлежит сканированию, и если в системе появится информация о том, что продукция не может быть реализована, она и не будет продаваться.

Это переворачивает с ног на голову подход к добросовестному поведению на рынке - производителю будет невыгодно поставлять контрафактную продукцию, ведь, если в ней выявят нарушения, ее моментально смогут снять с продажи. Это повлечет за собой огромные убытки, и больше с таким производителем, каким бы крупным он ни был, ни одна розничная сеть, ни один дистрибьютор работать не будет. В свою очередь, торговые компании будут тщательнее относиться к отбору производителей, продукцию которых они берут в свои магазины. То есть у нас появляется система внутреннего контроля во всей товаропроводящей цепочке, когда ни один из элементов этой цепи не будет заинтересован в том, что в нее попадала недоброкачественная продукция. Это самый важный превентивный фактор, ведь одно дело - заплатить штраф, и совсем другое - лишиться всей партии продукции, потерять клиентов на будущее и понести репутационные риски.

А можно ли объяснять гражданам как следить за тем, что они покупают?

Олег Павлов: К сожалению, как показывает практика, повышение потребительской грамотности - это довольно-таки сложное и не всегда реализуемое занятие. Объективно невозможно научить потребителя выбирать правильные товары во всех категориях, учитывая количество брендов, моделей, видов товаров. Невозможно научить всех читать этикетки, находить в них информацию о соответствии продукции техническим регламентам, дать информацию обо всех юридических лицах производителей. Поэтому, очевидно, что такой инструмент, как маркировка, является самым надежным и самым простым ориентиром при выборе продукции. Она проста, понятна, доступна каждому. Не нужно быть специалистом во всех отраслях потребительского рынка: достаточно просто отсканировать код и понять, что ты купил. Есть и другой эффект: надзорные органы получают в качестве союзника огромную армию потребителей.

Осенью во многих регионах России наблюдались жалобы на дефицит лекарств. Некоторые участники фармрынка связывали это со стартовавшей 1 июля обязательной маркировкой лекарственных препаратов. Разделяете ли вы эту позицию?

Олег Павлов: На пике этой информационной волны осенью мы проводили свое исследование по крупнейшим регионам России, исследовали наличие лекарств в разных аптечных организациях. Никакой проблемы мы не выявили. Да, были отдельные аптеки, в которых отдельные лекарства были недоступны, но в соседних аптеках этого же населенного пункта всегда было то, что нужно - проблем не было. Однако в СМИ транслировалась другая картина. Когда мы начали копать глубже, оказалось, что в некоторых аптеках не были созданы товарные запасы. А, как вы помните, на сезонный рост заболеваемости вирусными инфекциями наложился всплеск заболеваемости COVID-19. Возник ажиотажный спрос: граждане стремились создать запасы противовирусных, жаропонижающих лекарств. В отдельных аптеках, которые не создали запасы, конечно же, наблюдались перебои.

Какие лекарства, по вашим данным, чаще всего подделывают? И в каких регионах?

Олег Павлов: Проблема была характерна для всех регионов. Сейчас, благодаря маркировке, ее острота спадает. Подделывают чаще всего лекарства с высокой добавленной стоимостью.

В условном «топе» - антибиотики и антибактериальные, гормональные, онкологические препараты, лекарства для желудочно-кишечного тракта, противогрибковые препараты. Но, повторюсь, маркировка дает свои результаты: есть экспертные оценки, которые свидетельствуют, что оборот недоброкачественных лекарств за период обязательной маркировки снизился уже в 2,5 раза, а по онкологическим препаратам нелегальный рынок сократился в 10 раз.

Если не брать в расчет потенциальный вред здоровью, можете ли оценить возможный ущерб экономике от поддельных лекарств?

Олег Павлов: Годовой розничный оборот на российском рынке лекарств превышает 1 триллион рублей. По разным оценкам, контрафактная продукция занимает 8-10% на рынке. Это объемы, с которых государство не получает налоговых отчислений, суммы, которые недополучают добросовестные производители, инвестирующие в развитие своего бизнеса.

С другой стороны, граждане, покупая такие лекарства и не получая пользы для здоровья, выбывают из строя на больший срок - это тоже потери для экономики. Поэтому совершенно справедливо, что этот рынок стал одним из пилотных для внедрения маркировки.

Можно ли подделать цифровой код маркировки, чтобы обойти этот способ контроля?

Олег Павлов: В том-то и дело, что подделать нельзя. Все коды генерируются на стороне оператора, снабжаются специальным ключом, который на любом этапе может быть проверен любыми участниками товаропроводящей цепи, а также госорганами или потребителями.
Соответственно, с одной стороны, мы имеем исключение доступа к генерации этих кодов со стороны корыстно заинтересованных лиц, а с другой - получаем возможности контроля на каждом этапе. Поэтому подделка здесь исключена, и именно поэтому в товарных категориях, где введена маркировка, мы видим невообразимое снижение контрафакта. Мы видим рост количества производителей: оказалось, например, что обувь у нас в стране производит в несколько раз больше компаний, чем предполагалось изначально. Мы видим увеличение емкости рынка: до появления маркировки емкость российского рынка оценивалась в 329 миллионов пар обуви, а сейчас выпущено уже 2 миллиарда кодов для маркировки.

И в заключение: можете ли дать советы потребителям, на что обращать внимание, чтобы не приобрести поддельный продукт?

Олег Павлов: Если мы говорим о маркируемых категориях товаров, то маркировка уже является для граждан надежным ориентиром. Мы смотрим на обращения граждан: уже заметно, что они, покупая продукцию и зная, что она подлежит маркировке, обращают внимание на коды, сканируют их, проверяют товар. Поэтому, если продукция маркируется, надо обязательно установить приложение «Честный знак», пользоваться им и проверять товары.
Но могу дать и более общие советы. Например, если мы покупаем товар в интернете, стоит иметь дело с проверенными магазинами. Если по тем или иным причинам товар продается в менее известной компании, нужно обязательно проверить, с кем вы имеете дело с точки зрения юридического лица, наличия у него реального магазина, адреса, по которому можно вернуть товар или написать жалобу.

Важные новости

  • Просмотры 51
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Страница: Статьи
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.