Хотелось бы начать с концептуальных решений, принятых в 2007-м, которые должны кардинально повлиять на эффективность деятельности ФТС на длительную перспективу. Во-первых, в июле прошлого года Правительство РФ утвердило критерии и показатели оценки эффективности работы таможенных органов Российской Федерации, разработанные ФТС России по согласованию с Минэкономразвития и Минфином. В основу системы оценки легли несколько критериев: повышение уровня соблюдения российского таможенного законодательства, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, рост качества предоставляемых таможенными органами услуг, сокращение связанных с таможенным оформлением и контролем издержек участников внешнеэкономической деятельности и, наконец, выявление и пресечение контрабанды. Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611, в подготовке которого ФТС принимала самое активное участие, установлена жесткая взаимосвязь между результатом работы каждого таможенника и уровнем оплаты его труда.
Ну а теперь о том, чего смогла достичь российская таможня в истекшем году, хотя, конечно, я коснусь лишь некоторых наиболее значимых вопросов. Прежде всего в 2007-м ФТС России перешла от поиска путей оптимизации таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, к реализации принятого решения. В чем состоит сложность указанной проблемы? Таможенный контроль содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомобилей, рефрижераторов - связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ и требует наличия специально выделенных для этого площадок. В результате таможенники вынуждены проводить только единичный выборочный досмотр этих объектов.
По этим же причинам выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве
тайников для сокрытия, предметов контрабанды. Таким образом, сохранялась высокая степень вероятности использования указанных
- объектов для осуществления организованной контрабанды.
Решение проблемы могло быть толь ко технологическим, и оно было найдено. Таможенная служба взяла курс на существенное расширение практики применения инспекционно-досмотровых комплексов. С августа 2007 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)» начались поставки 40 единиц мобильных ИДК во все региональные таможенные управления, а их у нас семь. В 2008-м планируется закупка еще 5 таких комплексов.
Выбор в пользу ИДК объективен. На сегодняшний день эти комплексы, использующие ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных являются наиболее эффективными инструментами таможенного контроля. Применение ИДК позволяет проводить проверку соответствия товаров сведениям, заявленным в документах, без вскрытия контейнеров или грузовиков. При этом оснащение пунктов пропуска стационарными и мобиль ными ИДК создает условия для облегчения внешнеэкономической деятельности, обеспечивая бесперебойное движение товаров и транспортных средствчерез государственную границу, сокращая сроки доставки грузов от отправителей к получателям и снижая затраты участников ВЭД на транспортные слуги.
Другим важным направлением повышения эффективности работы таможенной службы стало внедрение электронного декларирования. В соответствии с Планом реализации Кон¬цепции развития таможенной службы ФТС России ежегодно увеличивает ко¬личество таможенных органов, где может применяться электронная форма декларирования товаров. По состоянию на 1 октября 2007 года в Пере¬чень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащен¬ность для применения электронной формы декларирования, включено 195 таможенных постов. Для сравне¬ния: в конце 2006-го был только 161. В настоящее время нами делается упор на то, чтобы электронное декла¬рирование не было обременительным ни для государства, ни для участни¬ков ВЭД. С этой целью ФТС России начала внедрять в эксплуатацию технологию, которая позволяет участникам ВЭД представлять таможенным орга¬нам сведения в электронном виде че¬рез Интернет. Такая информационная технология уже апробируется в отде¬льных таможенных органах Централь¬ного, Южного и Северо-Западного та¬моженных управлений.
Основные отличия электронного декларирования через Интернет от применяемой сейчас технологии за¬ключаются в следующем. Во-первых, документы в электронном виде под¬готавливаются декларантом само¬стоятельно с использованием своей информационной системы. Для примера, на Каширском посту это разработка самого брокера, на Заводском посту применяется программа фирмы «АЛЬТА». Во-вторых, для передачи декларации и документов могут быть использованы открытые каналы связи. Защита информации достигается специализированными аппаратно-программными средствами. Это существенно удешевляет процесс организации электронного декларирования, что крайне важно для бизнеса.
В-третьих, прием, обработка и визуализация документов производится штатными программными средствами, Мы надеемся, что результаты опытной эксплуатации новой технологии позволят сделать электронное декларирование через Интернет штатным техническим решением. Это будет серьезный скачок на качественном уровне всех технологий, связанных с предоставлением таможенным органам сведений в электронной форме.
Сейчас в соответствии с поручениями Президента и Правительства, решениями Государственной пограничной комиссии в рамках госпрограммы «Электронная Россия» проводятся работы, направленные на интеграцию информационных ресурсов министерств и ведомств. Это разработка и единой государственной базы разрешительных документов, и интегрированной информационной системы в пунктах пропуска.
Целями введения новой формы бланка ГТД/ТД являются гармонизация и упрощение таможенных процедур между Россией и Европейским союзом, установление взаимосвязи между системами таможенного транзита РФ и ЕС. Этот шаг рассчитан на перспективу. Так, унификация требований, предъявляемых при заполнении ГТД и транзитной декларации в России, с положениями ЕАД позволяет поставить вопрос о присоединении Российской Федерации к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами. Участие в ней является также условием присоединения России к Конвенции о процедуре общего транзита, в число участников которой входит 31 европейское государство.
С учетом годичного опыта работы были переизданы нормативные правовые акты, которые применялись с 1 января прошлого года. С 1 января 2008-го вступили в силу приказы ФТС России от 04.09.2007 года № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» и от 21.08.2007 года № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно- справочной информации, используемых для таможенных целей».
20 минут на оформление
Первым из них является реализация мероприятий по разрешению ситуации с возникающими очередями транспортных средств на общей границе между Россией и ЕС и содействию мировой торговле. Они, в частности, включают законодательные и административные меры, предпринимаемые Россией и способные оказывать быстрое и эффективное воздействие на проблему очередей на границе. Второе приоритетное направление сотрудничества - организация авто¬матизированного обмена предварительной таможенной информацией, Так, уже сейчас Россия совместно с Европейской комиссией и двенадцатью странами Евросоюза разрабатывает пилотный проект, в рамках которого, как планируется, с 1 января 2009 года в режиме он-лайн будет осуществляться обмен информацией в отношении товаров, перемещаемых через общую границу по процедуре МДП, а это около 70% всех грузоперевозок между ЕС и Россией.
Третье направление - создание и совершенствование инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающей к ним инфраструктуры.
КЕС не случайно проявляет такую озабоченность вопросом оптимизации работы пунктов пропуска. Глобализация мировой экономики ведет к возрастанию товаропотоков между государствами, а географическое положение России обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между
Европой и Азией. Сокращение времени таможенного оформления в
пунктах пропуска и исключение очередей на границе необходимо для обеспечения благоприятных условий внешнеэкономической деятельности и крайне важно для России в связи с перспективой ее вступления в ВТО. Логично, что в качестве показателей
конечного результата деятельности
ФТС в 2007 году по данному направлению работы определено, что время
прохождения таможенных формаль¬ностей в автомобильных пунктах пропуска не должно превышать 20 минут, а доля партий товаров, подвергнутых досмотру при оформлении процедуры прибытия, - 8%.
Среди традиционных иностранных партнеров ФТС России можно назвать Союз немецкой экономики, Ассоциацию европейского бизнеса, Американскую торговую палату. В числе новых - японская организация по развитию внешней торговли ДЖЕТРО. Руководство, а также эксперты ФТС регулярно проводят консультации с лидерами этих объединений, не оставляя без внимания отмечаемые ими проблемы, Новым направлением деятельности ФТС является исследование мнений деловых кругов относительно деятельности таможенных органов.
В рамках развития и улучшения взаимодействия с транспортной отраслью в прошлом году был подписан Меморандум о взаимопонимании между ФТС России и ОАО «РЖД». В документе определены основные направления сотрудничества и пути его совершенствования. Они предполагают совместную разработку и осуществление программ и проектов развития выделенных объектов таможенной и железнодорожной инфраструктур. Предполагается реализация технологических схем и технических условий взаимодействия сторон при осуществлении международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. Последнее будет включать внедрение электронного документооборота, таможенный контроль пассажиров и их багажа во время движения поездов, предварительное электронное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ железнодорожным транспортом.
Перспективным направлением сотрудничества является взаимодействие в области информационных технологий. Единая технология информационного обмена позволит таможенным органам в полном объеме получать достоверные данные, необходимые для сокращения времени таможенного оформления товаров и транспортных средств на пограничных пунктах, создания благоприятных условий транзита и, следовательно, облегчения мировой торговли. Кроме того, выигрышем государств, создающих Таможенный союз, станет и то, что их таможенные службы получат новый инструмент контроля за полнотой уплаты таможенных платежей.
Беседовала Мария Шевченко