— Пока только формируется необходимая правовая база для введения принципа «одного окна» или «одной остановки». Эта работа ведется на основании ФЗ №266, который в свою очередь необходимо подкрепить большим количеством регламентирующих документов. К сожалению, по нашим наблюдениям, реализация этого закона и подготовка подзаконных актов ведется не так быстро, как нам хотелось бы. Определенное движение в этом направлении есть. Мы заинтересованы о том, чтобы процесс пересечения границы, как на легковом, так и на грузовом направлении стал максимально комфортным. Но при этом качество государственного контроля ухудшиться не должно.
— Недавно руководство ФТС выступило с инициативой переноса таможенного оформления грузов с территорий российских портов. Это, по мнению ФТС, позволит значительно сократить время обработки грузов и увеличить грузооборот портов на 60%. В какой стадии находится данное предложение?
— Вопрос создания «сухих портов» рассматривается уже давно. Актуальность его на сегодняшний день действительно высока. В Северо-Западном таможенном управлении этому тоже уделяется внимание. В течение месяца мы планируем провести консультации таможенных органов с представителями бизнес-сообщества, чтобы выработать общий подход. По итогам этих обсуждений мы внесем свои предложения в ФТС.
— Сейчас началась реорганизация таможенных служб в различных регионах страны. Первым регионом, где был развернут этот процесс, стала Калининградская область. Однако калининградские бизнесмены оценивают ситуацию, возникшую после реорганизации таможни, как катастрофическую. Какие меры в связи с этим принимаются?
(С 1 апреля 2008 года на базе трех таможен была создана единая калининградская областная таможня. Помимо сокращения штата был ликвидирован Черняховский таможенный пост, в рамках которого работал таможенный склад. В результате на самом интенсивном восточном направлении (дорога на РФ) остался только один таможенный склад в городе Советске. Это, по мнению бизнесменов, привело к значительному увеличению времени прохождения таможенных процедур. В итоге 16 мая руководители 27 компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в Калининградской области, обратились с открытым письмом к губернатору Георгию Боосу, с просьбой вмешаться в ситуацию).
— Ранее начальник СЗТУ генерал Прокофьев говорил, что в марте на российско-литовской и польской границах начнут работу новые пункты пропуска МАПП «Чернышевское» и «Мамоново II». Однако до сих пор они не начали функционировать. С чем связана очередная задержка?
— Что касается МАПП «Чернышевское», то здесь действительно есть сложности связанные с вводом в эксплуатацию. Подрядные строительные организации не справились с работами в срок. Однако к настоящему времени все эти проблемы практически устранены. И по нашей информации, ФТС в ближайшие месяцы рассмотрит вопрос об открытии этого таможенного пункта на границе с Литвой. На переходе «Мамоново II» (российско-польской границе) предстоят еще большие работы.
— Известно, что СЗТУ планирует приступить к реорганизация таможен в Псковской области. Когда этот процесс начнется?
— Что касается реорганизации таможенных органов Псковской области, то Северо-Западное таможенное управление предложило ФТС РФ начать эту реорганизацию 1 февраля 2008 года. Окончательное решение пока еще не принято. В ближайшее время состоится обсуждение этого вопроса на уровне ФТС.
— В последние два года в связи с увеличением грузопотока из ЕС в Россию через Латвию значительно возросла нагрузка на два действующие погранперехода: «Бурачки» и «Убылинка». Наиболее сложная ситуация складывается в «Бурачках». Планируется ли реконструкция на этом объекте?
— Сейчас данный вопрос прорабатывается. Оформляются необходимые документы, после чего можно будет приступать к реконструкции. Есть надежда, что в течение 2008-2009 годов мы приступим к работам по расширению МАПП «Бурачки».