«За» выступают как руководство таможенных органов, так и представители бизнеса. На недавней конференции в Петербурге первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Александр Гетман заявил, что выпуск товаров в свободное обращение должен производиться в сухих портах, где в обязательном порядке должен быть СВХ.
Единственное исключение, когда, по его мнению, есть смысл растаможивать грузы непосредственно в порту, - это случай, когда подается предварительная ГТД.
Он также высказался за то, чтоб компетенция Балтийской таможни была ограничена: «Балтика» должна контролировать товары и транспортные средства непосредственно в пункте пропуска через границу, а осуществляет растаможку пусть Санкт-Петербургская таможня.
Ранее подобную идею высказывал советник генерального директора ЗАО «Евросиб» Александр Пучков, ранее возглавлявший ту самую Балтийскую таможню.
По оценке генерала, от такого решения выиграют все. Городская администрация – потому что увеличатся налоговые поступления от деятельности тыловых терминалов. Стивидорные компании – потому что смогут существенно увеличить грузооборот через свои причалы и избавятся от функций склада для контейнеров. Внутренние терминалы – потому что к ним наконец придут клиенты.
Однако ту позицию разделяют далеко не все. Существует мнение, что запрет на таможенное оформление в порту, действительно решив некоторые текущие проблемы (такие как нехватка площадей на портовых контейнерных терминалах и нехватка загрузки на терминалах тыловых), в долгосрочной перспективе ощутимо ударит по конкурентоспособности российских портов.
«Возможность выпустить груз в свободное обращение и избежать дополнительного звена в логистической цепочке - основное, если не единственное преимущество российских терминалов, - говорит один из участников рынка. - Я не понимаю, почему здравомыслящая транспортная общественность молчит или поддерживает этот абсурд. Сейчас финны откроют Вуосаари, добьются «одного окна» на границе, отремонтируют трассу Скандинавия, а мы запретим растаможку в порту и заставим все грузы вывозить на тыловые СВХ».
От такого решения, считает собеседник SeaNews, выиграют в первую очередь не те, кто его лоббирует, компании, которые делают ставку на финский маршрут («Транссфера», «Гринвей»).
«Поражаюсь, насколько коротка память наших портовых операторов. Всего два месяца прошло с того момента, как ФТС пыталась запретить таможенное оформление в порту только одной номенклатуры грузов - мяса. И какая паника была среди операторов, и какие силы пришлось подключать, чтобы отменить это «прогрессивное» решение».
По его оценке, введение запрета на выпуск в свободное обращение грузов в порту может на корню подрубить бизнес по перевалке автоимпорта через российские порты.
«Никуда нам не деться от опыта Гамбурга и "построенной иначе" европейской системы таможенного оформления, кого бы мы тут из себя ни строили и какой бы собственный российский путь ни изобретали», - говорит другой эксперт.
«Нас жизнь все равно к этому вынудит. Обвал конкурентоспособности наших портов может наступить внезапно и скоро, и толчком может быть как открытие Вуосаари (а оно не за горами - в ноябре), так и вступление России в ВТО». Пишет Seanews