Как прокомментировал “Фонтанке” руководитель выборгского отдела Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Олег Новиков, со стороны Финляндии угрозы ввести плату за проезд по дороге, ведущей из Хельсинки до КПП "Ваалимаа – Торфяновка" поступали еще год назад — в августе 2007-го. Но на 8 августа в Ассоциации нет четкой информации о том, когда начнет действовать нововведение.
“Финская сторона предупреждала, о том, что будет осуществлять дополнительные сборы. Скорее всего, это связано с необходимостью оправдать затраты по строительству большой парковки для транзитных грузовиков в “Торфяновке”, - сообщил Новиков. Напомним: на мероприятия, направленные на сокращение очередей на границе, правительство Финляндии намеревалось выделить 24 миллиона евро.
Напомним: финны уже неоднократно возмущались тем, что гигантские пробки из фур в приграничных районах создают неудобство для местного населения. Были предприняты и конкретные меры: с конца весны через "Торфяновку" прекратили ездить автовозы (дальнобойщики теперь мучаются на дороге через Светогорск). Но это не решило проблемы с пробками на границе. Мало того, теперь и на автостраде номер 6 перед поворотом на дорогу к Светогорску нередко можно увидеть гигантскую очередь.
Еще в прошлом году были сделаны первые шаги по урегулированию грузооборота между двумя странами. Глава федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов пообещал: электронная передача информации через границу с целью предварительного таможенного оформления будет возможна в начале 2009 года. Новая система передачи данных позволит вдвое сократить время таможенного оформления, что уменьшит очереди грузовиков на российско-финляндской границе.
По мнению руководства российской таможни, основная причина очередей на границе – это то, что развитие инфраструктуры не успевает за ростом перевозок. Только в 2007 году объемы перевозок через три крупнейших пункта пропуска Юго-Восточной Финляндии выросли на 23%.
Как пишет dp.ru, финны грозят закрыть для автовозов дорогу от порта Хамина до Таавети (7-ю трассу, или часть E18). Она как раз ведет к пропускному пункту Нуйямаа-Брусничное. В принципе, это единственный (не считая лесных дорог) путь грузов из порта. Если это произойдет, то оборвется не только лента грузовиков в Россию. Не надо скрывать: наш северный сосед до сего дня неплохо жил за счет транзита, в первую очередь, портового.
По данным сайта PortNews.ru, грузооборот порта Хамина в январе-мае 2008 года вырос на 8,2% до 2,2 миллиона тонн (по другим данным, только в первом квартале этого года он составил 1 миллион 416,2 тысяч тонн, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период 2007 года). И объем обработки транзитных грузов вырос на 32,8%. По данным российских таможенных органов, ежегодно российско-финляндскую границу по трассе Е-18 пересекают около 1 миллиона грузовиков.
Сегодня эксперты говорят: введение посуточной платы с финской стороны, скорее всего, являются ответом на действия России. Финляндия могла «обидеться» на Россию сразу на два факта: повышение наших таможенных пошлин на вывоз леса-кругляка и запуск автомобильных терминалов в Петербурге и Ленобласти.
Напомним, что в июле Россия заявила об очередном повышении пошлин на вывоз леса заграницу с 1 января 2009 года. Как заявлял первый вице-премьер Сергей Иванов, через два года размер пошлин на вывоз кругляка составит 50 евро — до 80% от таможенной стоимости. Поскольку Финляндия — один из крупнейших импортеров российского леса (ежегодно, по данным SmartMoney, она закупает древесины на 500 миллионов евро), новшество больно ударит по ее интересам. Из-за этих мер Финляндия даже выступала против принятия России в ВТО.
Кроме того, специалисты рынка утверждают, что после запуска автомобильных терминалов в Петербурге и Ленобласти Финляндия потеряет постояннй доход в размере более 100 миллионов долларов. Машины будут доставляться к российским потребителям напрямую, минуя Финляндию.
Порты для приема автомобилей собираются открыть в Вистино, в Ломоносове. А вот знаменитый приемник “ЮГ-2” в Усть-Луге уже открыт. Предполагается, что он сможет принимать до 400 тысяч автомобилей в год.
Справка:
В 2007 году товарооборот между Россией и Финляндией вырос на 30% и составил 2 млрд 370 млн долларов.
Основную долю в перевозках в направлении из России в Финляндию составляют нефтепродукты — 29 %, лесные грузы — 27 % и уголь — 20 %. Самый большой поток обслуживают порты Хельсинки, Турку,Котки, Хамины, Ханко (всего в Финляндии 102 порта). Пишет "Фонтанка.ру".