Должностными лицами Курской таможни при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров (повторной проверки документов и сведений, заявленных раннее при декларировании товаров), была выявлена хитроумная схема уклонения от соблюдения запретов и ограничений при ввозе на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) автомобильных запчастей известных иностранных торговых марок.
Общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Подмосковье, в 2016 году в регионе Курской таможни ввезло в Россию крупную партию автомобильных запчастей, якобы изготовленных фирмой, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).
Согласно законодательству Евразийского экономического союза, все автомобильные запчасти, ввозимые на территорию ЕАЭС и помещаемые под таможенные процедуры, предусматривающие возможность их отчуждения, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. При этом при таможенном декларировании такой продукции, одновременно с предоставлением таможенной декларации, подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям.
При помещении товара (запчасти для транспортных средств) под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» декларант представил в таможню сертификат соответствия, выданный московской организацией, имевшей соответствующие полномочия по сертификации автозапчастей. В графе «Изготовитель» данного сертификата соответствия была указана фирма из Дубая (ОАЭ), а в приложении к сертификату указаны филиалы заводов-изготовителей, расположенные в «Абхазия, Австралия ….. Ямайка, Япония», т.е. практически во всех странах мира.
Предоставленные в таможню документы соответствовали заявленным сведениям. Товар в 2016 году был оформлен и выпущен в свободное обращение.
В дальнейшем, при осуществлении полномочий по таможенному контролю после выпуска товаров, отделом товарной номенклатуры, торговых ограничений и экспортного контроля таможни была проведена проверка сведений, заявленных в декларации на товары и подтверждающих эти сведения документов. Оказалось, что сертификат соответствия по форме и содержанию не соответствовал требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Вместо сведений о наименовании и фактических адресах филиалов завода-изготовителя, в нем был указан перечень стран происхождения продукции. Сведения о сертифицируемой продукции (тип, марка, модель, артикул продукции, каталожных номерах запасных частей или моделей автотранспортных средств, для которых они предназначены и др.) также не позволяли ее идентифицировать.
Акт таможенного досмотра товара содержал информацию о том, что российская фирма - импортер ввезла в ЕАЭС автомобильные запчасти известных иностранных торговых марок: «NISSAN», «KIA», «PEGIOT SITROEN», «MITSUBISHI», «HONDA», произведенные в Японии, Германии, Тайланде, ОАЭ, США, Франции, Китае, Корее и др. На направленные производителям запросы поступила информация, что фирма из Дубая не имела контрактных обязательств по производству и реализации запасных частей известных автомобильных товарных брендов. Фактически фирма из Дубая занималась переупаковкой и отправкой в Россию контрафактной продукции.
Кроме этого, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) сообщила, что в результате контрольных мероприятий у организации, выдавшей сертификат соответствия, в связи с выявленными нарушениями было прекращено действие аттестата аккредитации органа по сертификации. А указанный сертификат соответствия не соответствует требованиям Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии и не может распространять действие на товары указанные в нем.
В отношении фирмы из Подмосковья составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ (предоставление декларантом при таможенном декларировании товаров недействительных документов, если такие документы послужили основанием для несоблюдения установленных международными договорами запретов и ограничений). Санкция статьи предусматривает наказание - штраф в размере от 50 до 300 тысяч рублей. В отношении фирмы выявлены и другие случаи ввоза в ЕАЭС автомобильных запчастей с предоставлением в таможенные органы недействительных сертификатов соответствия.
Осуществляя свои полномочия по таможенному контролю после выпуска товаров, курские таможенники перекрыли канал поступления в ЕАЭС несертифицированных запасных частей для автомобилей известных иностранных торговых марок.