Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Электронные подписи сотрудников организаций не применяются с 01.09.2024. Закажите ЭП физического лица и получите МЧД
Альта-Софт
Мнение эксперта

Послабление в запретах и ограничениях (Постановление 313): какие есть перспективы?

Послабление в запретах и ограничениях (Постановление 313): какие есть перспективы?
Владимир Ефремов, партнер, Евгений Курчаев, юрист, практика международного торгового права, таможни и санкции, «Меллинг, Войтишкин и Партнеры»
г.

Во второй половине 2024 года многие российские компании столкнулись с проблемой вывоза товаров с территории Российской Федерации, а иностранные поставщики и перевозчики — с проблемой осуществления международного транзита через территорию Российской Федерации определённых видов товаров, в том числе тех, которые отнесены к категории «товаров двойного назначения» в силу положений Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (далее – «Постановление № 313»).

Ранее мы уже комментировали данную проблему. 

В период действия этих ограничений многие поставщики, в частности, комплектующих для автомобильной промышленности из азиатского региона (КНР, Республика Корея) столкнулись с изъятием продукции, перемещаемой через территорию Российской Федерации на сборочные предприятия в Европе.

С проблемами столкнулись и компании из «дружественных стран», поставляющие товары, формально отнесённые к категории «двойного назначения» и фактически не являющиеся таковыми (например, такие металлы, как сурьма), своим контрагентам на территории государств, также не попадающих под запрет (приложение № 1 к Постановлению № 313), но по внешнеторговым контрактам с компаниями, зарегистрированными в юрисдикции «недружественных стран».

Таможенные органы, в свою очередь, активно возбуждали дела об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ, что вполне реально могло закончиться конфискацией ценного груза.

Какие ключевые изменения произошли?

24 декабря 2024 года вступили в силу важные изменения в Постановление № 313, которые «смягчают» действие ранее принятых запретов.

Так, в Перечень отдельных видов товаров двойного назначения (приложение № 3 к Постановлению № 313) добавлена новая сноска, отмеченная символом <***>, которая означает, что на товары, отмеченные знаком <***>, являющиеся частями и комплектующими для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ЕАЭС и вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами территории Российской Федерации, запрет не распространяется.

Также изменения коснулись пункта 1.1 Постановления № 313, новая редакция которого гласит, что теперь запрет на вывоз товаров, указанных в приложениях №№ 2 и 3 к Постановлению № 313 на территорию «дружественных стран», но по внешнеторговым контрактам с компаниями из «недружественных стран», распространяется только на российских участников внешнеэкономической деятельности, а не на иностранных поставщиков и перевозчиков, как это было ранее.

Подобные изменения правового регулирования улучшают положение лица, совершившего административное правонарушение, и фактически исключают конкретные действия участников внешнеэкономической деятельности, связанные с вывозом товаров за пределы территории Российской Федерации, из категории «противоправных». Следовательно, и из категории административных правонарушений.

Российское законодательство предусматривает, что изменения законодательства, улучшающие положение «правонарушителя» или отменяющие административную ответственность за определённые деяния, имеют ретроспективный характер (обратную силу) и являются основанием для прекращения производства по делу (статьи 1.7, 24.5, 28.8 КоАП РФ)
   
К сожалению, известны случаи, когда таможенные органы отказываются прекращать производство по уже возбужденным делам об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ и продолжают настаивать на привлечении компаний и их должностных лиц к административной ответственности, поскольку считают, что указанные выше изменения не улучшают положения «правонарушителей». В подобных случаях, разрешение спора будет целиком зависеть уже от российских судов.

Какие плюсы для бизнеса? 

Главным очевидным плюсом для иностранного бизнеса является возможность (по-прежнему весьма ограниченная) возобновления транзитных перевозок через территорию Российской Федерации. 

Также весьма значимым плюсом является возможность прекращения или пересмотра множества инициированных таможенными органами дел об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ, так как КоАП РФ прямо устанавливает обратную силу закона, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения. Однако в особенно принципиальных для таможенных органов ситуациях добиться этого возможно только через суд.

  Сводная таблица товаров с кодами ТН ВЭД, попадающих под запреты и ограничения


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 1605
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha