Стенограмма вебинара ДВТУ, 7 октября 2026.
Добрый день, уважаемые участники вебинара. Я, начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Дальневосточного таможенного управления, Кривоногова Анна Владимировна. В рамках вебинара доведу до вашего сведения положения законодательства, касающееся соблюдения мер технического регулирования при ввозе товаров в Российскую Федерацию, особенностей таможенного декларирования, а также мер по упрощению ввоза таких товаров.
Под действие мер технического регулирования попадает практически половина от общего количества ввозимых в Российскую Федерацию товаров. Порядок применения мер технического регулирования при ввозе товаров в Российскую Федерацию определен договором о Евразийском экономическом союзе от 2014 года (это раздел № 10 и приложение № 9 к договору) https://www.alta.ru/tamdoc/14bn0044/, Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 130 https://www.alta.ru/tamdoc/21sr0130/ – это порядок ввоза товаров на таможенную территорию Союза, которые подлежат обязательной оценке соответствия, техническими регламентами Евразийского экономического союза и Таможенного союза, а также национальным законодательством Российской Федерации.
В настоящее время таможенными органами осуществляется контроль ввозимой продукции, попадающей под действие 45 технических регламентов Союза, двух технических регламентов Российской Федерации, а также продукции, включенной в перечни, утвержденные Решением КТС № 620 и Национальным перечнем – Постановление Правительства № 2425.
Соблюдение мер технического регулирования подтверждается в отношении ввозимых товаров, которые включены в соответствующие перечни продукции с указанием классификационных кодов ТН ВЭД. Документами, подтверждающими соблюдение мер технического регулирования в отношении ввозимой продукции, являются сертификат соответствия, декларация соответствия, свидетельство о государственной регистрации или иной документ, предусмотренный техническим регламентом.
Представление документов о соответствии необходимо при помещении товаров под определенные таможенные процедуры. Они приведены на слайде. Их четыре:
- выпуск для внутреннего потребления;
- свободная таможенная зона (только на территориях свободных и особых экономических зон, расположенных в Калининградской области, Магаданской области и Курильских городских округов Сахалинской области, а также на территории Республики Крым);
- процедура отказа в пользу государства;
- специальная таможенная процедура.
Решением Совета Евразийской комиссии № 130 также предусмотрены случаи, когда подтверждение соблюдения мер технического регулирования не требуется в отношении ввозимой продукции. Часть из этих исключений также предусмотрена Постановлением Правительства № 353.
На слайде информация приведена. Например, представление разрешительных документов не требуется:
- при ввозе образцов продукции для цели проведения испытаний;
- при условии наличия у декларанта договора с органом по сертификации либо испытательной лаборатории или письма этих органов по оценке соответствия, подтверждающих необходимое количество ввезенных образцов продукции;
- при ввозе запасных частей, которые ввозятся для обслуживания или ремонта ранее выпущенной в обращении готовой продукции;
- комплектующих компонентов сырья и материалов для производства продукции на территории РФ;
- единичных экземпляров продукции, в количестве предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом, без распространения в ходе коммерческой деятельности;
- бывшей в употреблении продукции, если иной не установлен техническим регламентом;
- продукции, ввозимой в качестве гуманитарной и технической помощи.
Подтверждением использования ввозимой продукции для обозначенных целей является уведомление декларанта, которое представляется в виде электронного документа, заверенного электронной подписью по форме согласно приложению к Решению Совета ЕЭК № 130.
На слайде приведен пример заполнения декларации на товары при ввозе продукции, которая попадает под меры технического регулирования, но ввозимая с исключениями, а именно в качестве комплектующих для производства продукции на территории Российской Федерации. Так, сведения о цели ввоза должны быть указаны в графе 31 декларации на товары, также в графе 37 декларации указывается код особенности перемещения продукции, например, это 065, как на слайде. И в графе 44 декларации указываются сведения об уведомлении декларанта под кодом вида документа 01416.
В качестве мер по упрощению ввоза продукции, попадающей под меры технического регулирования, приложением №18 к Постановлению Правительства № 353 предусмотрено оформление декларации о соответствии для партии продукции или единичного изделия на основании собственных доказательств заявителя. Вместе с тем, Минпромторгом России утвержден перечень продукции с указанием классификационных кодов ТНВЭД, в отношении которой данное упрощение не применяется.
С 19 октября 2024 года применяется Перечень, утвержденный Приказом Минромторга № 4114 (далее – Перечень № 4114). Продукция, в отношении которой не допускается регистрация декларации о соответствии в упрощенной форме, приведена на слайде. Это пиротехнические изделия, сельскохозяйственные машины, тракторы, радиаторы центрального отопления, цементная продукция, отдельные категории товаров для детей.
С 9 августа 2026 года вступили в силу изменения в приложение № 18 к Постановлению Правительства РФ № 353, которыми отменен ряд ранее действующих упрощений при ввозе продукции, а именно ввоз в Российскую Федерацию товаров, включенных в Перечень № 4114, должен осуществляться при наличии маркировки, предусмотренной обязательными требованиями технических регламентов Союза, в том числе маркировки единым знаком обращения продукции на рынке – знак EAC.
Также при таможенном декларировании товаров, включенных в Перечень № 4114, необходимо представление документов, подтверждающих право использования декларантом сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на серийно выпускаемую продукцию, в том случае, если документы о соответствии выданы лицу, отличному от декларанта товаров.
Также необходимо учитывать следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации № 936 утвержден, в том числе, порядок приостановления и прекращения действия на территории Российской Федерации документов о соответствии. Так, действие на территории Российской Федерации документов о соответствии, оформленных в иных государствах-членах Евразийского экономического союза – это Республика Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызская Республика – может быть приостановлено, либо прекращено, в случае выявления нарушений, таких как несоответствие фактических значений показателей безопасности показателям, предусмотренным техническими регламентами, также в случае не подтверждения факта проведения испытаний продукции, при отсутствии сведений об отчетах испытательных лабораторий, которые послужили основанием для выдачи сертификата соответствия, а также непредставления заявителем по требованию органа государственного контроля доказательных материалов, на основании которых принята декларация соответствия и другие.
В случае неоднократного, это три и более раза в течение одного года, приостановления действия на территории Российской Федерации сертификатов соответствия, выданных органам по сертификации в иных государствах-членах Союза, Национальный орган по аккредитации Российской Федерации принимает решение о прекращении действия на территории страны всех сертификатов соответствия, выданных таким органом по сертификации, в течение последующих 12 месяцев со дня принятия последнего решения о приостановлении действия сертификата на территории Российской Федерации.
Список приостановленных и прекращенных разрешительных документов государств-членов Союза находится в общем доступе и размещен на официальном сайте Росаккредитации в разделе «Электронные реестры» и далее информация приведена на слайде.




