Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Возврат таможенных платежей. Что изменит новое законодательство?

Елена Белозерова, ведущий юрист компании "Goltsblat BLP". Из выступления на конференции «Таможня и бизнес. Партнерские отношения».
г.
Как взыскать с таможни таможенные платежи, уплаченные или взысканные излишне и/или проценты за просрочку платежа, если уже есть решение суда, но таможенный орган выплачивает деньги несвоевременно? Какова практика, есть ли проблема с исполнением судебных актов?

 

 Столкнувшись с этой проблемой, я выяснила, что практика существует разная:
1. Важна формулировка в судебном решении, что напишет суд - «взыскать», «возместить путем возврата» или «принять решение о возврате». От нее зависит, как исполнять судебный акт, является требование имущественным или нет.
2. Применяются разные сроки исполнения судебного решения к требованиям имущественного и неимущественного характера.
3. Существует несколько вариантов исполнения судебных решений:
Вариант 1. После получения решения получить исполнительный лист и передать его в таможню, после чего таможня принимает решение о возврате денег.
Вариант 2. После получения решения суда и получения исполнительного листа необходимо подготовить в таможню заявление о возврате (зачете) денежных средств, упомянув в нем решение суда, как обоснование для возврата денежных средств. По результатам рассмотрения заявления и документов таможня выносит решение о возврате.
Вариант 3. После вступления решения в законную силу и получения исполнительного листа необходимо подготовить заявление о возврате денежных средств в таможню, указав в качестве обоснования возврата исполнительный лист. В этом случае ждем решения о возврате.
Вариант 4. Еще один вариант возврата денег и исполнения судебного акта – получив решение суда, вступившее в законную силу, направить его в таможню для исполнения.
При таком многообразии вариантов возникает вопрос – какой из них правильный?
В соответствии со ст.180 АПК РФ решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Исключение составляют решения Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ и решения суда по обжалованию нормативных правовых актов - они вступают в силу немедленно.
Из ст.182 (ч.1) следует, что решения арбитражного суда приводятся в исполнение после вступления его в законную силу. В ч.2 указанной статьи АПК РФ указано, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Таким образом, возможно немедленное исполнение решения и по истечении одного месяца, если оно не обжаловалось выше.
А как же должно быть исполнено решение о возврате денежных средств, учитывая, что обычно в суде обжалуются действия (бездействия) таможни по невозвращению денежных средств, и в иске к таможне мы просим суд возвратить денежные средства? Ведь по своей сути обжалование незаконных действий таможни является неимущественным требованием - следовательно, решение суда должно исполняться немедленно?
На этот вопрос ответил Президиум ВАС в информационном письме от 24.07.03г. № 73. В письме указано, что в ч.2 ст.182 АПК РФ предусмотрено специальное правило, согласно которому решения судов подлежат немедленному исполнению. При применении этой нормы судам рекомендовано исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. При этом «если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного действия (бездействия), то такого рода интерес носит имущественный характер. Поэтому если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия (действия) государственного органа, выразившегося в отказе возвратить из бюджета определенную сумму, и требование удовлетворяется, то такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, после вступления его в законную силу (ч.1 ст.182 АПК РФ)».
Со сроками исполнения разобрались, но остается открытым вопрос об исполнении. При многообразии упомянутых вариантов исполнения непросто возвратить деньги. Как же поступить правильно в соответствии с законодательством?
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.355 Таможенного кодекса (ТК) РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин и налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин и налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ. Таможенный орган обязан вернуть эти излишне уплаченные или излишне взысканные суммы по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Согласно п.4 ст.355 ТК РФ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате сумм не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении срока возврата на указанную сумму начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата, согласно ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, если указанная норма ТК РФ распространяется и на те случаи, когда таможня отказалась вернуть деньги самостоятельно, и плательщик пошел в суд, который вынес решение о возврате денежных средств, возвратить денежные средства нельзя еще как минимум, один месяц после вступления решения суда в законную силу! И это только потому, что таможня будет не менее месяца рассматривать заявление о возврате денежных средств, основанием для которого будет вступивший в силу судебный акт.
Судебная практика имеет случаи, когда невозврат таможенных платежей в срок уже после судебного решения о возврате является самостоятельным предметом судебного разбирательства в другом судебном процессе.
Как же возвратить денежные средства и взыскать проценты, если таможня запоздала с возвратом? Для этого следует действовать следующим образом:
1.    НЕ ПОДАВАТЬ заявление о возврате денежных средств, а направлять в таможню копию решения суда для исполнения.
2.    НЕ ПОДАВАТЬ в таможню исполнительный лист.
3.    Если принято решение о направлении заявления о возврате таможенных платежей, то по получении денежных средств обращаться в суд для взыскания процентов за просрочку их уплаты с момента вступления решения суда в законную силу.
По моему мнению, нет необходимости подавать в таможню заявление о возврате денежных средств и представлять в таможню исполнительный лист после вступления в силу решения суда, в котором указано – «возвратить денежные средства». В таком решении суда есть и основания, и реквизиты для возврата. Таможне нет необходимости выносить собственные решения, - поскольку суд уже решил и указал, как исполнить решение. Таможня должна лишь его исполнить и возвратить деньги немедленно после вступления решения суда в законную силу.
Полагаю, что ч.4 ст.355 ТК РФ применяется в досудебных отношениях между таможней и плательщиками денежных средств. А если таможня отказала в возврате, и плательщик обратился в суд, то решение суда должно исполняться согласно норме, установленной ст.182 АПК РФ. При этом нормами АПК не предусмотрено специальных правил для исполнения судебных актов таможенными органами. Если суд установил действие (бездействие) таможни незаконным, обязал таможню возвратить денежные средства, и решение суда вступило в законную силу, то оно должно быть исполнено без дополнительных решений таможни. Подача заявления в таможню и принятие таможней решения по заявлению при наличии судебного решения только затягивает процесс исполнения судебного акта и вносит неразбериху в правоприменительную практику.
Что думают по этому поводу таможенные органы?
В письме СЗТУ от 05.02.07г. № 07-07-15/2659 «О возврате денежных средств» сказано, что «у таможенного органа отсутствуют законные основания для отказа в возврате денежных средств по вступившим в законную силу решениям судов при отсутствии в таможенном органе исполнительного листа».
А вот какова позиция судов:
1.    ФАС Московского округа оставил без удовлетворения жалобу компании о признании незаконным бездействия таможни, выразившегося в невозврате излишне уплаченных платежей и процентов. Основанием для такого решения были обстоятельства, установленные судами - заявитель с заявлением о возврате в таможню или в органы федерального казначейства не обращался, исполнительный лист не предъявлял. При этом суд установил, что заявитель подавал заявление о возврате таможенных платежей в таможню еще до обращения в суд.
Таким образом, суд решил, что для исполнения его решения необходимо подать заявление в таможню о возврате платежей.
2.    ФАС Северо-Западного округа оставил без удовлетворения жалобу таможни о взыскании с нее процентов за просрочку возврата денежных средств и доводы о том, что исполнительный лист в таможню не поступал. При этом суд фактически подтвердил, что для исполнения судебного акта необходимо соблюдение порядка, установленного ТК РФ. В постановлении указано «Установленный пунктом 4 ст. 355 ТК РФ срок возврата исчисляется со дня подачи плательщиком заявления о возврате и предоставления всех необходимых документов».
Таким образом, суд установил, что для исполнения судебного решения необходимо обращение в таможню с заявлением о возврате. При несоблюдении порядка, установленного ТК РФ, с таможни можно взыскать проценты – если ею будет нарушен порядок возврата. Период начисления процентов исчисляется с момента поступления в таможню заявления.
3.    ФАС СЗО оставил жалобу таможни без удовлетворения. При этом компания в судах первой инстанции и апелляции обжаловала бездействие таможни, выразившееся в невозврате денежных средств, и просило обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и проценты. В жалобе в кассационную инстанцию таможня ссылалась на то, что компания не соблюдала порядок, предусмотренный приказом ФТС РФ от 25.05.07г. № 607, т.е. не обращалась в таможню с заявлением о возврате денежных средств.
Вывод суда – «Оспариваемое бездействие таможни противоречит правовым нормам и нарушает имущественные интересы заявителя на возврат излишне взысканных таможенных платежей». Т.е. суд согласился с тем, что заявление на возврат таможенных платежей необязательно, если судом на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Два слова о федеральном законе от 09.04.09г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты», который вступит в силу с 1 октября 2009 года. Закон вносит изменения в некоторые нормы ТК РФ. Укажу только те из них, что имеют отношение к рассматриваемому вопросу.
•    Таможенные органы будут осуществлять администрирование уплаты таможенных платежей и не будут их получателями;
•    Отменяются счета таможенных органов, используемые для перечисления на них таможенных, авансовых платежей, а также обеспечения уплаты таможенных платежей в виде денежного залога. Указанные средства будут перечисляться плательщиками на счета Федерального казначейства, открываемые территориальному органу Федерального казначейства и предназначенные только для учета таможенных платежей и распределения между бюджетами РФ;
•    Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей будет осуществляться не тем таможенным органом, на счет которого были уплачены таможенные платежи (как это установлено в настоящее время), а тем таможенным органом, который осуществляет администрирование уплаченных денежных средств.
А вот что изменится при исполнении судебных актов, которыми будет установлено наличие излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей:
1) Поскольку таможенные платежи будут оплачиваться напрямую в бюджет, то и возвратить их можно только из бюджета. Кто сталкивался с этой проблемой в спорах с налоговой инспекцией, знает, что это непросто.
2) Обращаться за возвратом таможенных платежей нужно по-прежнему в таможню, как администратору уплаты таможенных платежей, а получать платежи - от федерального казначейства.
3) Для исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета РФ (возврата таможенных платежей) в силу ст.242 ч.1 Бюджетного кодекса РФ однозначно будет необходимо получение исполнительного листа и его предъявление.
При этом остается открытым вопрос, кому предъявлять исполнительный лист - органу федерального казначейства или таможенному органу, который осуществляет администрирование уплаченных денежных средств? Ответ на него даст практика. Думается, что исполнительный лист нужно будет предъявлять в таможню, как администратору таможенных платежей, который и должен передать документы в казначейство. Надеюсь, что порядок взаимодействия таможни с казначейством будет подготовлен на момент вступления в силу описанных выше изменений, и денежные средства будут поступать на счета плательщиков в срок.

 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 8604
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha