Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Состояние инфраструктуры пунктов пропуска и меры по ее совершенствованию

Вавилов Даниил Станиславович, начальник Управления обустройства объектов государственной границы и администрирования пунктов пропуска Федерального агентства по обустройству государственной границы.
г.

Доклад на заседании Экспертного совета по таможенному регулированию при Комитете ГосДумы по бюджету и налогам: круглый стол на тему «Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ». 

Уважаемые коллеги, за последние месяцы нами проведён мониторинг состояния всех пунктов пропуска на государственной границе. Также ведётся приём имущества от Федеральной таможенной службы всей пограничной инфраструктурой от других органов исполнительной власти, от частных собственников по всем видам пунктов пропуска.

Хотелось сказать о результатах мониторинга. Цели, которые мы ставили перед собой:
- обследовать пункты пропуска с целью выявления негативных процессов, влияющих на организацию их работы;
- установить целесообразность изъятия земельных участков из частной собственности в федеральную;
- проработать вопрос о целесообразности увеличения действующих пунктов пропуска за счёт расширения прилегающих территорий.;
- проработать вопросы, связанные с размещением аппаратных средств, паспортно-визовых документов новых поколений, межведомственной интеграционной системы контрольных органов;
- определить достаточность и соответствие инженерных коммуникаций и необходимость дооборудования, дооснащения пунктов пропуска.

Было обследовано все 417 пунктов пропуска, установленных в настоящее время, в том числе, автомобильных - 177, железнодорожных - 62, воздушных - 80, морских - 75, озерных - 2, смешанных - 10, пешеходных - 2 и речных - 9. Все эти пункты пропуска находятся на границе с Российской Федерацией.

По результатам мониторинга установлено следующее:

1. Наиболее обустроенными пунктами пропуска являются аэропортовые, которые расположены в международных аэропортах Российской Федерации. Вместе с тем, даже из них более половины требуют проведения мероприятий по модернизации и техническому перевооружению.
Из 80 воздушных пунктов пропуска не функционируют 7, они в ближайшее время будут направлены на закрытие.
2. Из 177 автомобильных пунктов пропуска самые обустроенные - это на границе Северо-Западного федерального округа. Наиболее слабо обустроенные - на границе с Украиной и Казахстаном. На рубежах с этими странами у нас находится практически половина автомобильных пунктов пропуска, но их средняя обустроенность по общим правилам и требованиям к обустройству пунктов пропуска составляет не более 20-25 процентов. В основном там контрольные органы располагаются в легковозводимых так называемых бытовках, в домиках лесника, кое-где просто это навес и скамейка. В отдельных пунктах пропуска выявлены незаконные сборы, которые взимаются владельцами либо контрольными органами с лиц, пересекающих государственную границу. Я сразу скажу, что по всем фактам, выявленным в ходе мониторинга, нами подготовлена письма в соответствующие органы для принятия мер реагирования.
Всего в целом из 170 автомобильных пунктов пропуска выявлено, что 49 из них практически не функционируют. Основные причины заключаются в том, что они находятся в стороне от транспортных потоков и фактически не обустроены.
3. Железнодорожные пункты пропуска. Из 62 не функционируют 14. Фактически у нас железнодорожные пункты пропуска являются наиболее проблемными, потому что с момента их установления никто ими не занимался и никогда не обустраивал.
Нами подготовлены документы, предложения в Правительство Российской Федерации, проект постановления о закрытии нефункционирующих пунктов пропуска, в том числе, пяти железнодорожных. В дальнейшем будут закрываться также остальные пункты пропуска – либо нефункционирующие, либо экономическая целесообразность функционирования которых вызывает сомнение.
Ещё одной проблемой железнодорожных пунктов является их значительная (по многим пунктам пропуска) удалённость от государственной границы. Например, на казахстанской границе пункт пропуска Иртышская удалён на 110 километров, Илецк-1 - на 90, Карасут - на 70 километров, Картал - на 65. Понятно, какие негативные последствия влечет за собой эта удалённость от мест контроля - это рост нелегальной миграции, контрабанда наркотиков, товаров. Особую опасность представляет угроза, связанная с наркотрафиком из стран Центральной Азии и Афганистана. В этом плане нами планируется проводить обустройство железнодорожных пунктов пропуска как приближением их к линии государственной границы, так и установлением систем контроля от линии пересечения границы до пункта пропуска. Это различные системы видеонаблюдения, физического контроля за сбросами товара, сходом людей и так далее.
4. Морские пункты пропуска. Сделан вывод, что инфраструктура их находится в удовлетворительном состоянии. Одновременно также по большинству требуется технологическое переоснащение. К общим портовым проблемным вопросам можно отнести дефицит финансирования, неудовлетворительное состояние подъездных автомобильных и железнодорожных путей к морским пунктам пропуска, неопределённость источников финансирования строительства и развития внутрипортовых дорог.

Также в процессе мониторинга исследовалась хозяйственная деятельность пунктов пропуска, были выявлены такие проблемы, что как осуществление во многих пунктах пропуска хозяйственной деятельности, которая не разрешена действующим порядком, установленным 907 распоряжением правительства. Так, например, в пунктах пропуска зачастую оказываются гостиничные услуги, автозаправка, платные автомобильные стоянки.

По всем пунктам пропуска проанализирована ситуация с прилегающей инфраструктурой. Было выявлено, что в подавляющем большинстве на российско-казахстанском, российско-китайском участках государственной границы прилегающие автомобильные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии, что отрицательно отражается на динамике грузопотоков.

Выявлена такая системная проблема, как скупка частными лицами земель вокруг пунктов пропуска, что, соответственно, повлечёт для государства проблемы, когда мы захотим их расширять и реконструировать.

В целом, существующая на сегодняшний день система пропуска, устройство и техническая оснащённость пунктов пропуска пока ещё позволяет обеспечивать требуемый уровень безопасности государства и проводить пограничные, таможенные и иные виды контроля на государственной границе. Полученная нами информация в настоящее время обобщается; на сайте росграницы будет вывешена подробная информация с видео- и фотоматериалами. Мы хотим выдать хороший, качественный материал, показывающий всю ситуацию на границе.

Какие задачи мы перед собой поставили на предстоящий период?

В первую очередь, это продолжение отслеживания ситуации закрытия нефункционирующих, необустроенных пунктов пропуска.

Организация работы функционирования пунктов пропуска – это:
- разработка технологических схем пропуска через государственную границу;
- разработка правил режима, технического переоснащения действующих пунктов пропуска;
- продолжение обустройства государственной границы в рамках действующей Федеральной целевой программы «Государственная граница 2003-2010 годы» и в рамках разрабатываемой в настоящее время целевой программы «Государственная граница 2011-2016 годы».

Все программные мероприятия там планируются на основе индивидуального подхода, с учётом наличия на данном направлении государственной границы товарных потоков, с учётом сравнения различных вариантов обустройства пунктов пропуска.

Спасибо за внимание.

14 октября 2009г.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 4505
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha