Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

"Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств"

Александр Косов, руководитель группы практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
г.

13 декабря 2009 г. вступил в силу приказ ФТС России от 25.08.2009 г. № 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2009, рег. № 15262).

Указанным выше приказом (далее – Приказ) утвержден Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в соответствии со статьей 367 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России). Напомним, что действующая редакция ТК России предусматривает десять форм таможенного контроля, одной из которых является проверка документов и сведений.
Необходимость издания данного нормативного правового акта, имеющего общеобязательный характер на всей территории России, по нашему мнению, обусловлена тем, что на практике нередко возникали вопросы о правомерности применения данной формы таможенного контроля после выпуска товаров, а также об обеспечении единообразия в формализации принятия решения о проведении такой проверки и ее результатов в письменной форме.

Хочу обратить Ваше внимание на наиболее значимые положения Приказа:

1.    Приказ предусматривает, что проверка документов и сведений может проводиться только в целях установления подлинности документов, представленных при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления (пункт 4 Порядка).  Таким образом, такая форма таможенного контроля не может быть направлена на проверку факта выпуска товаров, для которой могут последовательно использоваться такие формы контроля, как осмотр помещений и территорий, общая и специальная таможенная ревизия.

2.    В этой связи проверка документов и сведений может осуществляться только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 6 Порядка). Соответственно, запрос документов в целях проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров, по истечении указанного срока является неправомерным, что подтверждается также судебной практикой и решениями ФТС России.

3.    Приказом определены исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о проведении проверки (пункт 12 Порядка), уровень должностных лиц таможенных органов, которые вправе принимать такое решение, и форма такого решения (пункт 14 Порядка). Однако Приказом не предусмотрена обязанность таможенных органов предоставления такого решения лицу, у которого проводится проверка, что лишает последнего возможности проверить соблюдение всех вышеперечисленных требований.  При этом, стоит заметить, что такое основание для проведения проверки как поручение вышестоящего таможенного органа в Приказе вообще ничем не обусловлено. Соответственно, вышестоящий таможенный орган может дать такое поручение без указания каких-либо причин и оснований.

4.    Вместе с тем, Приказом предусмотрено, что непосредственно запросы документов и сведений могут направлять только должностные лица структурных подразделений таможенного органа, наделенных в соответствии с положениями о подразделениях, должностными инструкциями и должностными регламентами полномочиями по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (пункт 8 Порядка). При этом должностные лица таможенных органов, осуществляющие таможенное оформление перемещаемых товаров и принимающие по ним какие-либо решения, не должны проводить проверки документов и сведений после выпуска товаров (пункт 9 Порядка).  Кроме того, в соответствии с требованием пункта 3 статьи 367 ТК России такой запрос должен быть мотивированным, что предполагает указание должностным лицом таможенного органа в запросе не только указанной выше статьи ТК России и рассматриваемого Приказа, но и оснований проведения такой проверки (что на практике зачастую не соблюдается).

5.    Приказ косвенно устанавливает ограничение по кругу лиц, у которых таможенные органы вправе запросить документы и сведения после выпуска товаров: декларант и иные лица, имеющие отношение к операциям с товарами (пункт 16 Порядка). Так, в отношении товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, таможенные органы вправе требовать представления документов и сведений у лиц, которые осуществляют продажу, перевозку, хранение или иные операции с ввезенными товарами, даже если эти лица не осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Вместе с тем, пункты 1, и 5 статьи 363 ТК России предусматривают более широкий круг таких лиц. В частности, таможенные органы могут запрашивать документы у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, владельцы складов, перевозчики и т.д.), а также у органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и иных органов. Однако, если лицо не осуществляет внешнеторговую деятельность или иные операции с товарами, перемещенными через таможенную границу РФ, оно не несет обязанности представлять таможенным органам документы и сведения, запрошенные в рамках таможенного контроля.

6.    Согласно пункту 3 статьи 367 ТК России и пункту 17 Порядка запрос документов и сведений может осуществляться таможенным органом исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. При применении указанных норм необходимо учитывать, что пунктом 4 статьи 363 ТК России установлены более детальные правила запроса таможенными органами документов и сведений после выпуска товаров. Так, таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Однако, таможенные органы не вправе запрашивать документы и сведения, не относящиеся к товарам, перемещенным через таможенную границу РФ.

7.    Приказ предусматривает, что таможенным органом не могут быть запрошены одни и те же документы, которые уже представлялись при таможенном оформлении, а также при проведении дополнительной проверки, проводимой в соответствии с пунктом 3 статьи 153 ТК России, при условии, что в такие документы не вносились изменения, дополнения и исправления (пункт 16 Порядка). Более того, повторное проведение данной формы таможенного контроля в отношении одних и тех же сведений о товаре, указанных в одном и том же таможенном документе, что и в материалах проверки, поступивших от вышестоящего таможенного органа, не допускается (пункт 32 Порядка). В целом данные нормы имеют положительный характер.  Вместе с тем, они не в полной мере защищают интересы участников ВЭД, поскольку не исключают возможность проведения повторной проверки документов и сведений не только в случае, если она не связана с проверкой, проведенной вышестоящим таможенным органом, но и после проведения специальной таможенной ревизии.

8.    Приказ предусматривает единственный способ направления таможенным органом запроса документов и сведений - посредством почтовой связи (пункт 16 Порядка), что существенно ограничивает возможности и оперативность коммуникаций.  В этой связи мы рекомендуем своевременно извещать таможенные органы об изменениях своего почтового адреса с тем, чтобы исключить связанные с этим возможные негативные последствия.

9.    Приказом установлено, что результаты проверки документов и сведений должны быть оформлены актом по предусмотренной форме, копия которого в случае выявления недостоверных сведений должна быть направлена лицу, у которого проводилась проверка (пункты 25 и 26 Порядка).  Однако Приказом не установлен срок, в течение которого данная копия должна быть направлена такому лицу с момента составления акта.

10.    В случае непредставления в установленный срок документов и отсутствия мотивированного обращения о продлении срока их представления организация может быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) – наложение административного штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 4285
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha