Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Новая эра электронного декларирования грузов

Владимир Елин, кандидат технических наук, председатель совета директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»
26 февраля 2010 г.

На вопросы нашего корреспондента Марии Голобоковой отвечает руководитель и совладелец компании ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» Владимир Елин.

1.    Как реализация «Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к государственной границе», повлияла на деятельность Вашей компании? Возникли ли у Вас сложности в связи с реорганизацией таможен столицы и Подмосковья?

- ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» («SLG», WWW.SLG.RU) осознает необходимость и готова к переносу таможенной очистки ряда товарных групп на территории, приближенные к государственной границе Российской Федерации (а теперь - и к границам Таможенного союза). Весь процесс перевода таможенного оформления в рамках «Концепции переноса таможенного оформления…», принятой на Коллегии ФТС РФ 29 августа 2008 г., предполагает, что до 2020 г. основной объем поступающих в Россию товарных потоков будет оформляться вблизи государственной границы. На осуществление этого грандиозного проекта осталось всего 10 лет. Эксперты Таможенного союза отводят на реализацию проекта похожий срок - не менее 12 лет и примерно по 1 млрд. руб. затрат в расчете на каждого переведенного сотрудника таможни. Учитывая, что 2 года из этого срока уже «съел» мировой финансовый кризис, необходимо торопиться.
Наша компания также полностью готова к работе в рамках «Концепции по оптимизации таможенных органов в Московском регионе, подчиненных Центральному таможенному управлению, на 2010-2011 гг.» В частности, мы открыли современный склад временного хранения (СВХ) на территории крупнейшего в Европе производственно-логистического комплекса (ПЛК) «Северное Домодедово». Склад оснащен самым современным оборудованием - системами высотного стеллажного хранения, универсальной WMS-системой с применением штрих-кодов, автоматизированным рентген-сканированием грузов. Уже несколько месяцев «SLG» использует в работе новое программное обеспечение «ГТД-PRO» от компании «Альта-Софт» для электронного декларирования (ЭД) товаров через Интернет по схеме ЭД-2. Эта технология позволяет осуществлять таможенную очистку на территориях вблизи границ Таможенного союза. «Смарт Лоджистик Групп» создает все условия для работы участникам ВЭД, ушедших из Москвы согласно реформе ЦТУ и работающих сейчас в Московской области, включая дальнее Подмосковье. Так, на территории СВХ функционируют посты ветеринарного и фитосанитарного контроля Россельхознадзора, лицензированный склад фармацевтических препаратов с независимой фармацевтической лабораторией, аккредитованной при Росстандарте, и отделение «ПВ-Банка», которое обеспечивает участникам ВЭД оперативные расчеты с таможней по специальному проекту «Зеленый Коридор».

2.    Давно ли в России применяется электронное декларирование? Сколько электронных ГТД оформлено за 2009 год?

- Еще в начале 2002 г. был принят закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП), и в ноябре того же года в Москве на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ была оформлена первая в отечественной истории электронная декларация. Теми ЭД-разработками руководил наш коллега – основатель компании «Норд-Ост» Анатолий Синюков. Причем, его технология до сих пор используются при удаленном выпуске товаров на границе РФ.
Спустя два года, в июле 2004 г., на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет эта технология - по оценкам специалистов, больше похожая на электронное информирование - постепенно распространялась по территории Российской Федерации, оставаясь уделом избранных, в силу своей дороговизны. Активное развитие электронное декларирование получило лишь после внедрения новой схемы ЭД-2 с передачей данных по интернету. Выход в свет программы «ГТД-PRO» от фирмы «Альта-Софт» с возможностью подключения к серверу этой компании позволили декларантам с минимальными усилиями наладить пересылку данных в ГНИВЦ ФТС и к инспектору на пост. В настоящее время СВХ «SLG», наравне с нашим партнером «Альта-Софт», является сертифицированным информационным оператором и также осуществляет передачу деклараций по схеме ЭД-2.
Первые единичные декларации через информационного оператора «Альта-Софт» начали пересылать в июле 2009 г. В августе их было еще совсем мало, а с сентября пошел рост с удвоением каждые 2-3 недели. На темпы роста влияет и увеличение числа подключившихся фирм, и освоение декларантами инновационной технологии, и подключение к системе новых таможенных постов. Кроме этого, компания «Смарт Лоджистик Групп» вместе с «Альта-Софт» постоянно проводят открытые семинары и конференции, посвященные внедрению технологии ЭД-2. В результате на данный момент более 500 фирм (или около 2500 декларантов) заключили с «Альта-Софт» договоры на предоставление услуг ЭД-2.
Перед новым годом – 8 декабря 2009 г. – СВХ «SLG» оформил первую декларацию через собственный узел доступа. Сегодня мы ведем активную работу с нашими клиентами-участниками ВЭД по переводу на электронное декларирование большей части импортных и экспортных поставок. В самое ближайшее время компания приступит к удаленному выпуску товаров на пограничных пунктах в Смоленске, Брянске, Выборге и других постах, оборудованных по технологии ЭД-2.

3.    В чем, на ваш взгляд, преимущества схемы ЭД-2? Какие финансовые вложения необходимо сделать для оборудования рабочих мест при переходе на электронное декларирование по этой схеме, оправдывают ли они себя в дальнейшем?

- Передача данных по схеме ЭД-2 – это более совершенная технология по сравнению с ЭД-1, можно сказать, следующий этап развития электронного декларирования в России. Она позволяет выстроить такую процедуру, при которой специалистам по таможенному оформлению не обязательно переезжать на границу, они могут оставаться на прежних местах в своих офисах в любой точке нашей страны. А на границе будут дежурить лишь доверенные лица.
При подключении через информационного оператора по схеме ЭД-2 затраты на программное обеспечение (ПО) и оборудование рабочих мест несущественны. Судите сами: модернизация программы обычно обходится в 1-2 тыс. руб. за рабочее место (а при условии подключения она вообще выполняется бесплатно), стоимость программы «КриптоПро» – 1.8 тыс. руб. за место, минимальный пакет ЭД-услуг – 3-5 тыс. руб. на всю фирму. Т.е. затраты на подключение одного декларанта составят 2-3 тыс. руб. – вот и все финансовые вложения. Поэтому эта технология стала доступна малым предприятиям, а также компаниям, только начинающим вести внешнеэкономическую деятельность.
Надо отметить, что затраты на ЭД-2 незначительны только в случае, если брокер или участник ВЭД работает через сертифицированного оператора. Если же брокер или владелец СВХ сам планирует стать оператором, то установка оборудования и программного обеспечения обойдется от 500 тыс. руб. и более (на практике - до 1 млн.), причем к этой сумме надо добавить затраты на ежемесячное обслуживание серверов и заработную плату команды IT-специалистов. Все это может быть экономически эффективно лишь для крупных центров таможенного оформления, расположенных непосредственно при таможенных постах, и СВХ в логистических парках – таких как ПЛК «Северное Домодедово», «Пышма», «Биек Тау», «Толмачево».

4.    Как Вашей компании удается снижать транспортные издержки при управлении цепочками поставок?

- В период кризиса есть несколько проверенных способов снижения транспортных издержек при управлении цепочками поставок:
•    использование наемного транспорта на тендерной основе, даже по одному маршруту. В этом случае всегда находится перевозчик или частный владелец грузового транспортного средства, который выполнит перевозку по необходимому маршруту за минимальное вознаграждение;
•    получение дополнительных скидок от компаний, страхующих груз в пути. Это важная экономия, особенно для дорогих товарных партий;
•    поставка попутных грузов. Для небольшой партии можно получить хорошую цену, если удастся найти не полностью загруженного перевозчика;
•    использование на протяженных маршрутах грузовиков с более экономичными двигателями. Так, импортный грузовик экономичнее отечественного примерно на 15 л из расчета на 100 км пути (при идентичном тоннаже). Умножив эту экономию на 10, получим, что на среднестатистическом отрезке в 1000 км экономия топлива составляет примерно 150 л.

5.    Какие перспективы развития экономики Вы видите в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана?

- Если все будет так, как декларируют руководители трех государств и создатели Таможенного союза (ТС), то перспективы действительно радужные. Чего стоит один только экономический эффект от объединения стран в ТС – как заявляют аналитики, это 400 млрд. долл. США по курсу ЦБ РФ на момент анонсирования этих расчетов! Но это еще не все. Значительный импульс получит внутренняя торговля, унифицируются таможенные и внешнеторговые стандарты, увеличится обмен трудовыми ресурсами и технологиями для государств, входящих в Таможенный союз. Уменьшится стоимость товаров для потребителей за счет снятия внутренних границ. Это будет хорошей «прививкой» для экономик стран, входящих в ТС, перед будущим присоединением к ВТО. Так что насчет Таможенного союза мои оценки оптимистичны. А для активных участников ВЭД – это просто кладезь возможностей!

6.    В каких городах или крупных транспортных узлах страны «Смарт Лоджистик Групп» планирует создать логистические комплексы?

- Перед кризисом мы вели активные переговоры с компанией «Евразия Логистик» на предмет открытия собственных представительств в ПЛК, принадлежащих этому крупнейшему в России складскому девелоперу. Тогда, в августе 2008 г., речь шла о Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани. Но ощущение приближения кризиса не позволило подписать уже согласованные с нашими юридическими отделами контракты. В сентябре-октябре мы полностью осознали, что экспансия в регионы просто опасна. Время подтвердило наши опасения. Ряд логистических компаний, принявших решение идти в регионы в период начала кризиса, разорились, другие фирмы потеряли много денег и сжались в размерах.
Мы же перенесли свое региональное развитие до более лучших времен. Скорее всего, это произойдет в период с середины 2011 г. по 2012 год. В первую очередь, мы выйдем в регионы, где есть складские комплексы «Евразии Логистик». В остальных субъектах РФ мы будем вести переговоры с другими сетевыми складскими девелоперами, например c «MLP» или «Raven Group».
Также мы планируем запустить новый логистический проект, который оформим в середине этого года. Если риски на пока еще не очень активном рынке будут сбалансированы, то экспансию мы можем начать уже в этом году.

Важные новости

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.