Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Электронное декларирование: эксперимент удался

Алина Вихрова, начальник управления декларирования «НТБ», Максим Латышев, начальник отдела информационных технологий «НТБ»
г.

Внедрение электронного декларирования по схеме ЭД-2 остается задачей номер один на ближайшее время. Несмотря на то, что число оформляемых деклараций по безбумажной технологии растет день ото дня, для многих участников ВЭД переход на интернет-декларирование ассоциируется со сложным и дорогостоящим процессом. Опытом перехода на новую технологию поделились с корреспондентом «Альта-Софт» Марией Голобоковой руководители отделов компании «Национальный таможенный брокер» («НТБ»)  - начальник управления декларирования Алина Вихрова и начальник отдела информационных технологий Максим Латышев.

- Расскажите, пожалуйста, о внедрении технологии ЭД-2 в Вашей компании.

А. Вихрова.: У «НТБ» был большой опыт электронного декларирования по схеме ЭД-1, поэтому переход на технологию ЭД-2 проходил в рабочем порядке, спокойно, без каких-либо сверхусилий.

М.Латышев: Обычно, если меня спрашивают о том, когда было принято решение о переходе на схему ЭД-2, я отвечаю: «Задолго до введения этого термина в широкие массы». Наша компания обладает большим информационно-техническим потенциалом и всегда в числе первых внедряла новые технологии на своих площадках, официально участвуя в качестве экспериментального стенда. Так было с ЭД-1, системой видео досмотра, ЭД-2 также не стало исключением. До введения в официальную эксплуатацию системы электронного декларирования с использованием сетей общего пользования, мы, совместно с компаниями «Альта-Софт» и «ЭксиСофт» на базе нашего филиала «Химки» участвовали в качестве «подопытных кроликов» для новой концепции ЭД. В течение полутора лет мы испытывали все сложности внедрения и радости первых удачных ГТД, принятых в штатное средство таможенного поста. Затем об ЭД-2 по разного рода причинам забыли почти на год, а по прошествии этого периода интернет-декларирование в полуприказном порядке посоветовали применять всем участникам ВЭД. В постоянно меняющейся обстановке мы не стали внедрять его сразу на всех площадках, а решили опробовать работу системы на базе нашего дальневосточного филиала. Кстати, ЭД-2 в данном регионе наша компания начала использовать первой. После положительных отзывов руководства филиала мы начали рассматривать вариант самостоятельного подключения к ГНИВЦ ФТС, но т.к. данное подключение требовало больших временных и финансовых затрат, было решено использовать ресурс информационного оператора.

- По какому принципу Вы выбирали информационного оператора?

А.В.: Много лет мы взаимодействуем с фирмой «Альта-Софт» по вопросам программного обеспечения, и у нас сложилось о ней самое благоприятное впечатление. Поэтому при выборе информационного оператора, когда на первое место по важности выходит надежность и своевременная поддержка, мы предпочли выбрать проверенного партнера.

М.Л.: Помимо вышеперечисленного выбор именно на этого информационного оператора пал по следующим причинам:

  • на тот момент не было операторов, предлагающих полный комплекс услуг по подключению;
  • для подготовки ГТД (ДТ) мы используем программные продукты «Альта-Софт», которые уже интегрированы с нашими системами и со схемой ЭД-2.

- Сколько времени велись подготовительные работы перед переходом на новую схему декларирования?

М.Л.: Подготовительные работы шли около месяца, большую часть которого заняли бюрократические проволочки.

- Проводили ли Вы обучение сотрудников работе по новой схеме декларирования?

А.В.: Поскольку большинство наших декларантов – опытные и квалифицированные специалисты, а система ЭД-2, несмотря на несомненную новизну, смогла сохранить преемственность и не требует коренной ломки имеющихся у пользователя навыков, то сколько-нибудь продолжительного обучения, тем более, с отрывом от рабочего места, не потребовалось. Вместо этого, для скорейшего освоения новой системы и как можно более быстрого устранения неизбежно возникающих помех, на предприятии была развернута программа обмена передовым опытом. Например, если один декларант решил ту или иную трудность или нашел ответ на не до конца ясный вопрос, это становится доступным для всех остальных.

М.Л.: Сотрудников практически не пришлось обучать, т. к. для них, по большому счету, ничего не поменялось. Тем более участие в испытаниях системы позволило уже на начальном этапе изучить все ее нюансы.

- Когда начался массовый переход на новую технологию?

А.В.: Первая ГТД по схеме ЭД-2 была выпущена нашим Дальневосточным филиалом 23 декабря 2009 – кстати, это была вообще первая интернет-декларация за Уралом, а массовый переход на всех площадках начался весной 2010 года.
 
- С какими трудностями столкнулись декларанты в начале использования ЭД-2?

А.В.: Руководство по работе в ЭД-2 недостаточно полно отражало некоторые моменты, поэтому декларантам порой приходилось учиться на собственном опыте. Это, например, касалось случая, когда подана предварительная декларация на товары (ПТД), но в процессе оформления приходит информация об изменении номера машины, и это необходимо отразить в ЭД-2.

- Какой процент оформляемых документов на данный момент производится в электронном виде?


А.В.: У «НТБ» много филиалов, и работа проходит на постах разных таможен – Московской Областной, Центральной Акцизной, Шереметьевской, Домодедовской, Санкт-Петербургской, Балтийской, Находкинской, Владивостокской и др. Технически все филиалы оснащены и работают в ЭД-2, но доли электронного декларирования на разных площадках сильно отличаются, в зависимости от особенностей оформляемых грузов. В целом по компании, доля электронных деклараций на начало 2011 года составляет 82% от общего числа (для сравнения, в IV квартале 2010 года – 62%).

- За какой период времени Вы планируете перейти на 100%-е ЭД?

А.В.: Мы предполагаем дальнейший рост доли ЭД в 2011 году. Вместе с тем, для нашей компании, как таможенного представителя, на первом месте находятся потребности клиентов, и именно за клиентом остается последнее слово, в каком виде должна быть подана декларация – в обычном или электронном. Т. е. для нас переход на ЭД к тому или иному сроку – не самоцель, а средство улучшить обслуживание участников ВЭД. Технически мы уже сегодня готовы подавать все декларации в электронном виде.

- Каковы, на Ваш взгляд, основные преимущества интернет-декларирования?

А.В.: По сравнению с ЭД-1, система ЭД-2 более совершенна. Меньше тратится времени на подбор документов для декларации, документы в электронном виде автоматически присоединяются к описи по номеру документа (в ЭД-1 присоединение документа происходило по архивному номеру), многие формализованные документы можно заполнить из уже готовой декларации. Удобство в работе связано также с тем, что и подготовка ДТ и отправка в электронном виде происходит в одном программном комплексе. Раньше наши сотрудники тратили некоторое время на выгрузку декларации из программы «Альта-ГТД» и загрузку ее в комплекс для отправки ЭД-1. Безусловно, мы почувствовали, что увеличилась скорость передачи декларации в таможенные органы. Но, в основном, преимущества новой технологии, вероятно, больше ощущают участники ВЭД, расположенные далеко от таможенного поста.

М.Л.: Преимущество лежит в самой концепции ЭД-2. Это использование сетей общего пользования. При ЭД-1 нам приходилось согласовывать и строить сложные схемы подключения, чтобы не нарушать установленные приказом ограничения. Рабочее место декларанта напоминало рабочее место авиадиспетчера: 2 монитора, 2 компьютера, отдельная комната. Сейчас же все работает в едином комплексе и в программе довольно информативно можно пронаблюдать весь путь оформления декларации. Также реализованный в программе «ГТД-PRO» переход на использование СУБД позволил создать единую базу деклараций и применять к ней разного рода аналитические срезы.
 
- Производите ли Вы таможенное оформление груза по технологии «удаленный выпуск»?

А.В.: Мы имеем положительный опыт работы по данной технологии, но, так как предприятие располагает широкой филиальной сетью, в том числе и в приграничных областях, то необходимость в удаленном выпуске возникает довольно редко, и скорее как исключение. В частности, относительно недавно, во время реорганизации подмосковных таможен, для нескольких товарных партий потребовалось использование удаленного выпуска на Заводском посту Московской Областной таможни.

- С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в процессе безбумажного таможенного оформления?

А.В.:
В основном наши сотрудники в процессе электронного декларирования сталкиваются с проблемами технического характера. Достаточно часто (как правило, после 12-13 часов) отправленная в ЭД-2 декларация «подвисает» и, как следствие, задерживается ее регистрация. Причем замечено, что основные задержки в регистрации декларации происходят по вторникам и пятницам, тогда как в понедельник регистрация происходит очень быстро. Возникали также трудности при формализации декларации о соответствии. Поле, где вводится номер декларации, не соответствует самому номеру декларации о соответствии. Поэтому приходится формализовать ее как «универсальный документ».

- Что, по Вашему мнению, необходимо усовершенствовать в процессе электронного декларирования?

М.Л.: Еще на этапе внедрения ЭД-2 я шутил о том, что скоро нас ожидает ЭД-3. И как в воду глядел - уже появились первые слухи о новой системе. Мой опыт в работе с программными продуктами, которые внедряются для государственных служб, к сожалению, говорит о том, что они очень далеки от совершенства. Так было с первым ЕГАИС и ЭД, что касается второй модификации ЭД, то она, как и первая, служит средством доставки декларации в таможенный орган. Как и любое средство доставки оно должно обладать надёжностью, информативностью, скоростью и адекватной обратной связью. Первые два аспекта в ЭД-2 присутствуют, а вот скорость доставки и поддержка оставляют не самые приятные ощущения. Скорость доставки страдает от не до конца продуманной организации обработки поступающей информации и недостаточной мощности аппаратного обеспечения на узлах обработки. Что касается обратной связи, то, думаю, многие участники ВЭД со мной согласятся – совершенно невозможно понять, что происходит с декларацией после информационного оператора. Нет возможности «разыскать» застрявшую декларацию.

А.В.: Для оптимизации процесса электронного декларирования желательно:

  1. Увеличить скорость обработки документов.
  2. Сделать более надежной и устойчивой систему взаимодействия с таможенными органами.
  3. Разработать формализованную форму для каждого документа.
  4. ЭЦП записывать только на USB-носителе eToken.
  5. Разработать подробное руководство по работе в ЭД-2, подобное руководству по заполнению декларации.


Справка: компания «Национальный таможенный брокер» («НТБ»)  - единый таможенный оператор, оказывающий услуги таможенного представителя, управляющий сетью складов временного хранения (СВХ), таможенных (ТС) и коммерческих складов, а также предоставляющий услуги по оформлению разрешительных документов, внешнеэкономическому консалтингу, международному и внутреннему экспедированию грузов.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 6230
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha