Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Меры тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза

Ирина Вахтерова, партнер Corporate Lawyers Group
г.

Как известно, с 1 января 2010 года начал свое функционирование Таможенный союз трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Создание Таможенное союза (ТС) означает расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся национальных экономик, существенное сокращение издержек. Такие благоприятные перспективы создают огромное количество новых возможностей для участников рынка. Главное – понять, как использовать эти возможности для преодоления существующих трудностей и достижения новых целей компании. Однако таможенное законодательство находится в постоянном развитии, что, безусловно, усложняет решение стоящих перед участниками внешнеэкономической деятельности задач, так как приводит и к изменению рыночных условий.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. В этой связи законодательства государств-членов ТС претерпели серьезные изменения. При этом процесс унификации и гармонизации законодательств стран-участниц ТС еще не завершен, и пока рано говорить о сложившейся нормативной правовой базе Таможенного союза.

В настоящее время на территории Таможенного союза принят и действует Единый таможенный тариф, который включает в себя свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) . В данном своде ставок также содержится единый перечень ставок таможенных пошлин для применения к легковым автомобилям и прочим моторным транспортным средствам (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС).

Таким образом, ставки таможенных пошлин по данной категории товаров унифицированы, и к легковым автомобилям из третьих стран, ввозимым на территорию Таможенного союза, применяются единые ставки таможенных пошлин на территории Таможенного союза. Каких-либо изъятий для данного типа товаров, ввозимых в коммерческих целях, законодательством не установлено.
Важно отметить, что решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» была установлена тарифная льгота для хозяйствующих субъектов государств - участников ТС, осуществляющих производство моторных транспортных средств с применением понятия «промышленная сборка» (код ТН ВЭД ТС 8703). На основании данной льготы, от ввозной таможенной пошлины на территории государств-членов Таможенного союза освобождаются моторные транспортные средства, которые были произведены с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из определенных критериев, установленных в п. 7.1.1. ст. 7.1 рассматриваемого решения.

При этом решением Комиссии таможенного союза от 27 января 2010г. N 169 утвержден Перечень вышеуказанных хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза, которым предоставляется льгота в виде освобождения от ввозных таможенных пошлин. В указанный перечень вошли крупнейшие российские производители, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Учитывая вышеизложенное, у российских компаний, появилась отличная возможность для увеличения объема сбыта готовой продукции, произведенной с применением понятия «промышленная сборка», на автомобильных рынках Казахстана и Республики Беларусь.

Изменения коснулись и применения мер нетарифного регулирования. 18 июня 2010 года Комиссией Таможенного союза было принято Решение N 319 «О техническом регулировании в таможенном союзе» , которым утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках таможенного союза с выдачей единых документов» (далее – Единый перечень). Для товаров, входящих в вышеуказанный Единый перечень, предусматривается единый режим получения сертификатов соответствия и деклараций соответствия по единой форме. Также вышеуказанным решением было утверждено Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.

Единый перечень был сформирован на основании национальных перечней продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в странах Таможенного союза. Он включает продукцию, в отношении которой на момент формирования перечня отсутствует единый технический регламент, а в странах ТС установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений. Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого технического регламента на этот вид продукции для государств Таможенного союза. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года (далее - Соглашение об обращении продукции) сертификацию продукции и испытания для целей подтверждения соответствия единым требованиям имеют право производить только органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза. Единый реестр органов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза N 343 от 17 августа 2010г.

11 декабря 2009 года было заключено Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (далее - Соглашение о взаимном признании). Данное Соглашение направлено на создание основы для взаимного признания сертификатов и протоколов испытаний и реализации положений Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза.

При этом Соглашение об обращении продукции и Соглашение о взаимном признании применяются и действуют до вступления в силу единых технических регламентов, продолжают действовать после вступления в силу единых технических регламентов в отношении продукции, не включенной в единые технические регламенты, обеспечивают выполнение технического законодательства страны назначения товара и взаимное признание протоколов испытаний и сертификатов соответствия.

Итогом формирования единой системы технического регулирования должно стать утверждение единого знака обращения продукции на рынке, принятие технических регламентов в рамках ЕврАзЭС, а также приведение к единообразию национального законодательства стран в части правонарушений в области технического регулирования и установления ответственности за данные правонарушения. 

Касательно автомобильной промышленности стоит отметить, что в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках таможенного союза с выдачей единых документов отсутствует продукция, относящаяся к легковым автомобилям и прочим моторным транспортным средствам (товарная позиция 8703 ТН ВЭД ТС). Причина не включения транспортных средств в Единый перечень довольно проста – это отсутствие единых правовых норм в национальных технических регламентах государств-членов Таможенного союза. В Российской Федерации в настоящее время применяются технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009г. N 720, и технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005г. N 609

В Республике Казахстан Постановлением Правительства от 9 июля 2008г. N 675 утвержден технический регламент «Требования к безопасности автотранспортных средств». Указанный технический регламент, как и российский, базируется на международных документах, но отличается уровнем и количеством требований. В отличие от российского регламента в регламенте Республики Казахстан применяются гармонизированные национальные стандарты, предусмотрен запрет эксплуатации автомобильной техники с правым расположением рулевого управления, а также установлены требования к сервисным услугам и требования к процессу хранения транспортных средств и их безопасной утилизации. Кроме того, техническим регламентом предусмотрено использование сертификатов соответствия Директивам ЕС.

В Республике Беларусь применяется технический регламент «Колесные транспортные средства. Безопасность». Он также базируется на требованиях международных предписаний (Правил ЕЭК ООН и Директив ЕС) и национальных стандартов Республики Беларусь. Также, как и казахстанский, отличается от российского количеством требований и их уровнем.

Таким образом, первоочередными задачами являются переход на использование единых технических регламентов в рамках Таможенного союза, а также гармонизация законодательства указанных стран в части нетарифного регулирования.

Решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010г. N 492 утвержден график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза. В соответствии с названным графиком Технический регламент ТС «О безопасности колесных транспортных средств» и Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ» должны  быть подготовлены и внесены в Секретариат Комиссии Таможенного союза для публичного обсуждения. Ответственной за подготовку является  Российская Федерация. 

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» был внесен для публичного обсуждения Минпромторгом России 7 апреля 2011г. Окончание обсуждения запланировано на начало июня 2011 года. Указанный регламент разработан на основании технического регламента Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 10 сентября 2009г. N 720.

Что касается технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ», то на 2 июня 2011 информация о внесении регламента для публичного обсуждения отсутствовала, несмотря на то, что по графику проект должен был вноситься для публичного обсуждения в марте 2011.

Corporate Lawyers Group
www.caad.ru    тел.: + 7 (495) 608-33-17

 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 5086
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha