- Сегодня таможенное интернет-декларирование применяют более 64 процентов участников внешнеэкономической деятельности, а через два года участники ВЭД должны полностью перейти на декларирование on-line. Готовы ли к этому бизнес и таможня?
- Развитие новых информационных таможенных технологий - одно из приоритетных направлений совершенствования системы таможенных органов России. С октября прошлого года все таможенные органы, наделенные компетенцией по принятию деклараций на товары, а это 570 таможенных постов, аттестованы и готовы к применению интернет-декларирования. В январе 2010 года объем интернет-декларирования составлял 2, 5 процента от общего объема деклараций. По итогам 2010 года - 26, 5 процента, а в текущем году уже более 74 процентов. Растет и количество участников ВЭД, применяющих новые технологии при декларировании. На сегодняшний день интернет-декларирование применяют более 64 процентов участников ВЭД. Согласитесь, что приведенные данные позволяют нам говорить, что и таможня, и бизнес уже в основном перешли на электронное декларирование.
- Во всем мире предварительное информирование считается обязательным, почему у нас это добровольное дело?
- Многие зарубежные таможенные администрации пошли по пути планомерного введения обязательного предварительного информирования. Так, Европейский союз с января 2011 года ввел обязательное предварительное информирование. Этому предшествовали сложные предварительные мероприятия не только со стороны таможни, но и бизнеса. Мы идем по тому же пути.
В январе 2009 года налажен автоматизированный информационный обмен предварительными сведениями между таможенными службами государств - членов ЕС и ФТС России по товарам, перемещаемым по процедуре МДП. В настоящее время в рамках реализации проекта задействованы 13 государств - членов Европейского союза.
В середине сентября этого года эксперты таможенных служб стран Таможенного союза согласовали проект решения Комиссии Таможенного союза "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным транспортом".
Следующая перспектива - железнодорожный, авиационный и морской транспорт. Главное в этом вопросе - обеспечить совместимость информационных систем таможенных органов, железной дороги, морских и авиационных перевозчиков, портов и иных заинтересованных лиц. Необходимо сделать так, чтобы те сведения, которые содержатся в транспортных и сопроводительных документах, могли использоваться как бизнесом, так и таможней в тех форматах, которые "понимают" программные средства. И здесь мы активно используем опыт, накопленный иностранными таможенными службами. К примеру, бельгийский и голландский. А когда мы общаемся с коллегами Евросоюза, убеждаемся, что наша таможенная служба идет в русле современных информационных технологий.
Мы провели анкетирование бизнеса. На вопрос: "Как вы оцениваете практику внедрения в практику работы таможенных органов прогрессивных таможенных технологий электронного таможенного декларирования и предварительного информирования?" "очень положительно" ответили 22, 7 процента, "положительно" - 43 процента опрошенных.
- При оформлении каких категорий товаров и видов транспорта участники ВЭД идут с большой охотой на интернет-декларирование?
- По категориям товаров довольно равномерно. На первом месте товары 87-й группы ТН ВЭД Таможенного союза - автомобили и запчасти к ним. Объемы электронного декларирования сборочных автопредприятий, находящихся на территории России, уже превышают 90 процентов. Легче заполнить электронную декларацию бизнесменам, у которых на производстве налажена внутренняя бухгалтерская отчетность в электронном виде, учет товаров осуществляется в электронном виде. Кроме того, участник ВЭД должен быть заинтересован сам в предоставлении полных сведений на товары. 64 процента участников ВЭД, а это более 42 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, декларируют товары в электронном виде. Как правило, крупные участники больше заинтересованы в применении электронного декларирования.
Те участники ВЭД, у кого бухгалтерия непрозрачная, будут тянуть с электронным декларированием до последнего. В Законе "О таможенном регулировании в РФ" определен предельный срок, когда выбор подавать декларацию в бумажном или электронном виде ограничивается желанием участника. Этот период закончится 1 января 2014 года. Мы могли бы сделать это и раньше, но бизнес попросил время, чтобы можно было подготовиться. Через два с небольшим года закон обяжет всех подавать декларацию через Интернет.
- Хватает ли в России центров электронного декларирования?
- На сегодняшний день в России функционируют тринадцать центров электронного декларирования во всех федеральных округах, за исключением недавно созданного Северо-Кавказского федерального округа. Создание центров электронного декларирования - наш пилотный проект, практику которого планируем расширять, в том числе и в СКФО.
- Вы верите декларантам, много ли товаров сейчас досматривается?
- Досмотры в качестве меры по минимизации рисков применяются все реже и реже. За последние годы мы целенаправленно ведем работу на снижение доли досматриваемых товаров. В этом году таможенные органы досматривали порядка 6, 5 процента товаров, по которым сработала система управления рисками. Мы стараемся создавать как можно меньшую нагрузку на бизнес, ведь досмотр - это тяжелое и достаточно затратное проверочное мероприятие.
- Все ли уполномоченные органы федеральной и исполнительной власти имеют электронные базы документов?
- Статья 183 ТК ТС определяет, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.
В настоящее время при декларировании товаров используются разрешения и документы, выдаваемые более чем 15 федеральными органами исполнительной власти, в числе которых МВД России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, минсельхоз и другие.
Вопрос о том, какие федеральные органы исполнительной власти выдают разрешительную документацию в бумажном виде, в данном случае следует рассматривать применительно к процедуре декларирования. В настоящее время практически все федеральные органы исполнительной власти, включая и ФТС России, в том или ином случае выдают разрешительную документацию в бумажном виде (например, таможни выдают на бумажном носителе свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения).
С ведомствами мы ведем работу на основании двухсторонних соглашений. С 1 октября заработала система межведомственного электронного взаимодействия, которая призвана обеспечить обмен в электронном виде сведениями из документов и о документах, выдаваемыми различными федеральными органами исполнительной власти. Эта работа осуществляется в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Но декларирование я бы не относил к услугам, ведь оно носит не заявительный, как это предусмотрено N210-ФЗ, а обязательный характер. Все-таки это основная функция ФТС России, включающая и правоохранительную составляющую, реализация которой, при определенном развитии событий, может закончиться и уголовным преследованием.
- Как быстро вы работаете?
- В первую очередь мы работаем в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которые установили очень жесткие сроки проведения таможенного контроля. В соответствии со статьей 196 ТК ТС срок выпуска декларации составляет 1 рабочий день, а при экспорте и временном вывозе товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, - 4 часа. Случаи, при которых сроки могут быть продлены, серьезно ограничены. На сегодняшний день в течение одного рабочего дня выпускается порядка 90 процентов поданных деклараций.
- Как вы думаете, что надо поменять в законодательстве, чтобы не цепляться за бумажки?
В своей части ФТС России ведет активную работу по отказу от документов на бумажных носителях - где это возможно. Например, рассматривается отказ от бумажных форм сертификата по форме СТ-1 в пользу электронной информации, предоставляемой в рамках информационного взаимодействия с торгово-промышленными палатами, - при контроле соблюдения Правил определения страны происхождения товаров. Внедрение электронной системы контроля ввоза-вывоза позволит создать условия для отказа от предоставления в налоговые органы таможенных документов и документов с отметками таможни, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса, на бумажном носителе (подтверждение нулевой ставки НДС при вывозе товаров).
В ряде случаев бумажные документы предусмотрены требованиями международного законодательства. Ведь товар в страны Таможенного союза зачастую следует через несколько границ и проходит по территории нескольких государств. На бумажном носителе пока применяются такие документы, как международная товарно-транспортная накладная (CMR), Carnet TIR, Carnet ATA и ряда других.
- Удаленный выпуск, что нового?
В таможенных органах Российской Федерации технология удаленного выпуска применяется с февраля 2010 года. Напомню, что по данной технологии работают все ЦЭДы.
Технология удаленного выпуска направлена на сокращение потока большегрузного транспорта, следующего в крупные города, сокращение документооборота при таможенном контроле и уменьшение общего времени совершения таможенных операций. Если же говорить о новом, то в первую очередь необходимо отметить устранение ряда технических проблем, связанных с неравномерностью покрытия территории России каналами высокоскоростной связи. Во-вторых, распространение технологии удаленного выпуска на все основные таможенные процедуры. И, конечно же, продолжение работы над созданием единого информационного пространства между таможенными органами, иными государственными органами и участниками ВЭД.
"Российская Бизнес-газета" №820 (38)