Стенограмма выступления Марины Искосковой на конференции «Таможня и ВЭД. Сотрудничество в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства», Москва, 14 декабря 2011 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Моя информация больше ориентирована на перспективу следующего года. С начала 2012 года Федеральная таможенная служба начнёт принимать заявления заинтересованных российских юридических лиц о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Институт уполномоченного экономического оператора появился в нашем законодательстве в Таможенном кодексе Таможенного союза уже 1, 5 года назад. Он получил своё развитее в Федеральном законе о таможенном регулировании в РФ, но только сейчас мы можем сказать, что нормативная база, необходимая для начала его практического применения, полностью сформирована.
5 декабря этого года был официально опубликован приказ Федеральной таможенной службы (ФТС) №1877 от 14.09.2011 г., который утверждает административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов. Этот приказ вступает в силу с 5 января 2012 года. И когда мы вернёмся с новогодних каникул, то уже полноценно сможем принимать и рассматривать заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Эта услуга будет предоставляться непосредственно ФТС. Предусмотрено, что с каждым уполномоченным экономическим оператором будет заключаться отдельное соглашение. В соглашении будут оговариваться вопросы взаимодействия таможенных органов и уполномоченных экономических операторов при применении специальных упрощений, предусмотренных законодательством. Типовая форма этого соглашения определена в приказе ФТС №1914 от 20.09.2011 г. Он также вступит в силу в начале 2012 года. Таким образом, если уполномоченный экономический оператор будет применять специальные упрощения в регионе деятельности только одной таможни, то соглашение будет заключаться между таможней и уполномоченным экономическим оператором. Если будут совершаться таможенные операции в регионах деятельности разных таможен, то предусмотрено заключение соглашения между уполномоченным экономическим оператором и Федеральной таможенной службой.
Теперь немного о тех специальных упрощениях, которые буду предоставляться уполномоченным экономическим операторам. Во-первых, временное хранение товаров на своих площадях, площадках, производственных и иных территориях. Во-вторых, предоставление возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Вся технология выпуска товаров до подачи таможенной декларации определена статьёй 197 Таможенного кодекса Таможенного союза. В-третьих, проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита, непосредственно на данных площадях, если товары следуют в адрес уполномоченного экономического оператора.
В дополнение к этим трём специальным упрощениям, уполномоченный экономический оператор сможет использовать предварительное декларирование, периодическое декларирование, а также работать с неполными таможенными декларациями. Из предоставленных законом специальных упрощений можно выбрать то, что нужно конкретной компании.
Что касается порядка включения в реестр, то заявления и документы, предусмотренные законом и административным регламентом, должны подаваться в Федеральную таможенную службу. При поступлении документов в первую очередь будет проверяться их комплектность. На это закон даёт 5 рабочих дней. Если документы комплектные, то проверяются дальнейшие условия, которые позволят ФТС принять заявление к рассмотрению по существу. Если документы некомплектные, то заявителю будет направляться письменный запрос о предоставлении этих документов, и если они не будут представлены в срок до 30 дней, то тогда это будет рассматриваться как основание для отказа в принятии заявления к рассмотрению. В качестве оснований, дающих возможность принять заявление к рассмотрению, будут делаться 2 запроса в МВД России о наличии или отсутствии судимости за экономические преступления у тех лиц, которые являются руководителями и работниками уполномоченного экономического оператора. Второй запрос направляется в Федеральную налоговую службу о наличии процедуры банкротства у данной организации. Если по итогам этой предварительной проверки устанавливается, что все основания для принятия рассмотрения заявлению по существу соблюдаются, то заявитель будет информирован отдельным письмом о дате принятия заявления к рассмотрению. С этой даты исчисляется общий срок рассмотрения заявления, который составляет 90 дней. За этот срок мы должны будем убедиться, что все условия включения в реестр соблюдаются. Для каждого, обратившегося с заявлением юридического лица, будет проводиться выездная таможенная проверка либо силами ФТС, либо по её поручению на уровне регионов. Акт данной проверки будет являться свидетельством о том, что условия включения в реестр соблюдаются либо не соблюдаются. При положительном исходе будет издан приказ о включении в реестр и оформлено свидетельство о включении в реестр. Запись об уполномоченном экономическом операторе будет вноситься в реестр уполномоченных экономических операторов, который будет общедоступен, и который также будет вести Федеральная таможенная служба.
Работа предстоит большая. Объём заявлений, которые одномоментно могут поступить в ФТС, сложно даже представить. В российском законодательстве существовало такое понятие, как лица, пользующиеся специальными упрощёнными процедурами. Они получили такое право на основании статьи 68 Таможенного кодекса РФ. Переходные положения нашего Федерального закона предусматривали, что если те лица впоследствии хотят стать уполномоченными экономическими операторами, то они должны были проинформировать ФТС до 31 декабря 2010 года о желание дальше продолжать пользоваться предоставленными им специальными упрощениями. Из 279 компаний, которые в прошлом году пользовались специальными упрощёнными процедурами, о своём желании нас проинформировали 154 компании. Не знаю, насколько их желание незыблемо в нынешних условиях, так как деятельность уполномоченных экономических операторов и лиц, пользующихся специальными упрощёнными процедурами, весьма отличается. Но тем не мене, на такие цифры мы ориентируемся сейчас. Их может быть либо больше, либо меньше. Начало года покажет.
Готова ответить на вопросы.
Вопрос №1: Может ли перевозчик стать уполномоченным экономическим оператором?
Искоскова Марина: Для того, чтобы стать уполномоченным экономическим оператором российское юридическое лицо должно осуществлять ввоз или вывоз товаров для использования в производственной или другой предпринимательской деятельности на территории РФ. По общему правилу, говоря о том, что уполномоченный экономический оператор будет предоставлять нам сведения об оформлении товаров и о том, как товары у них проходят по системе учёта коммерческой документации, то получается, что это то лицо, которое правомочно выступать в качестве декларанта, то есть участник ВЭД по общему правилу. Если у организации есть и перевозочная, и внешнеторговая деятельность, то это будут просто разные реестры.
Вопрос №2: Напомните, пожалуйста, как решается вопрос о том, сколько платить производственным компаниям:150тыс. евро или миллион? Что считается критериями производственной компании?
Искоскова Марина: 9 декабря 2011 года было заседание комиссии Таможенного союза, на котором рассматривался проект решения комиссии об установлении критериев к лицам, осуществляющим производственную деятельность. Насколько я знаю, его приняли, так как на экспертном уровне замечаний по нему не было. Но в открытых информационных ресурсах его не видно. Если его где-то опубликуют, то тогда на следующий год мы будем иметь возможность предоставлять обеспечение в миллион евро или в 150 тыс. евро. Это существенная разница, особенно для производственных компаний, планирующих работать только со своими складами. Критерий заключается в том, что импортёр должен осуществлять производственную деятельность в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, и, соответственно, на его территории, и должен иметь в наличии на праве владения помещения, площадки и иные производственные территории. Достаточно широкий критерий для импортёров. На мой взгляд, позволяет любой компании, которая осуществляет в каком-то сегменте производственную деятельность, претендовать на обеспечение в 150 тыс. евро при включении в реестр. Мы консультировались со своими специалистами и юристами в том, где мы можем встретить термин «производственная деятельность». И в качестве этого термина нам рекомендовали посмотреть Трудовой кодекс, где это понятие введено. Так как оно отсутствует в таможенном законодательстве, то нужно руководствоваться актами иного законодательства. Это предусмотрено статьёй №5 Федерального закона.